SaAnVi.Ruпародиифотоприколыбаннаяполитотакомпота вкладка меню  житотасцылкиблогдумырецензиипоржатьфотоотчёты
^
SaAnVi.Ru
день без табака
музыкальные приколы
фотоприколы / банная
политота / компота
житота / сцылки
блог / думы
рецензии на фильмы
тексты на поржать
фотоотчёты
Don't speak Russian?В избранноеПодписка РейтингАктивностьПоддержать

последние запросы

Яндекс поискпоиск Яндекса по сайту

нафигатор
*Музыка
Приколы, пародии, переделкиПесенки-чудесенкиПриколы (прочее)Авторский инструменталАвторские песниМинусовки (HiFi)Минусовки (LoFi)Минусовки (избранное)СаундтрекиZX SpectrumMODsMIDI
 
*Фото, рисунки
ПриколыБаннаяКарикатурыЖивотныеБелкиНасекомыеНебоЦветы, растенияПриродаКрасноярскРазноеФотоотчётыТрансляцииОбои (1280x1024)Обои (1680x1050)Обои (FullHD)СтокМоё
 
*Статьи
СмешноеРецензии на фильмыОбзорыЗвукСофт, комп, инетФотоСлова к песнямРецептыРазноеОчумелые ручкиЯндекс.ДиректФинансыИстории моей жизниДомостроениеОт других авторовПолитотаКомпотаЖитотаСцылкиВопросы по компьютеруВопросы по звуку
 
*Программы
Battle Ship DeLuxePut The BlockPrometeusNetZhopSpectrAnsDCAD
 
*Рингтоны
 
*Рейтинги
ОбщийМузыкаМинусовкиФотоСтатьиБлог
 
*Об авторе и сайте
АвторыЧаВоКонтактыБлогДумыАктивностьЮзерыКЖПСсылкиХостингКартаПоддержать сайтГорячие поклонники

 

блогЪ
одномоментные думы
последняя трансляция

30.05.2020 Малообразованные столбики

29.05.2020 Святые 90-е

25.05.2020 поплавок, 360TSE, Стрельцов

21.05.2020 ВРПВ: куропатки, порядочность, Palast Orchester, умные

18.05.2020 яйцо, мотылёк, Директ

14.05.2020 Здравствуйте. Вы проживаете в Московской области?..

13.05.2020 Как ВКонтакте меня за авторские права шпынял, да треки мои блочил

12.05.2020 ВРПВ: Лэйн, чипирование, предстояние

11.05.2020 морковка, WiFi, вопрос

09.05.2020 День Победы

весь блог >>

 

подпишизь

RSS новости RSS комментарии

Мастеринг: Izotope Ozone

Нужен мастеринг? Сделаю мастеринг.

Статья содержит части авторского литературного перевода Ozone® Mastering Guide с комментариями.

Izotope Ozone

Мастеринг - вещь, необходимая для обработки готового музыкального трека. Это последняя стадия, когда трек шлифуется и ему придаётся нужный характер. Эта статья больше отвлечённая, нежели конкретно, "до кнопок" описывающая замечательный плагин Izotope Ozone, который существует как в VST, так и в DirectX реализациях. Однако, описывать процесс мастеринга на основе этого плагина очень удобно. Более того, я считаю, что он - один из лучших в своём роде и им можно успешно пользоваться в любых применениях, вплоть до профессиональных. Плагин интуитивен, удобен, имеет 64-битную арифметику и таким образом гигантскую прецизионность. Все звуковые модули Izotope Ozone спроектированы для работы "вместе" (например, используют одинаковые диапазоны обработки), что устраняет фазовые искажения, характерные при соединении совершенно разных (порой не очень хорошо спроектированных) плагинов "в цепочке".

Зачем нужен мастеринг?

Очень многие (если не все ;) начинающие звукорежиссёры могут даже не знать, что такое мастеринг. Они сводят до умопомрачения свои треки но никак не могут понять: почему они так разительно отличаются от профессиональных, коммерческих записей? Они стараются накрутить на готовый трек эквалайзером кучу баса и высоких частот - но при этом получают только пики сигнала на выходе и перегрузку, что принуждает снижать выходной уровень и, как следствие, снова "глушит" трек. Они стараются применять всякие bass extender'ы, exciter'ы. Треки звучат уже получше, но всё равно нет той "прозрачности", которая характерна для профессиональных записей. Начинающие звукорежиссёры стараются применить к треку компрессор - но это делает звук совсем никудышным. Они применяют какой-нибудь ultramaximizer - звук становится получше, но это всё равно не то!

Что же делать? Ответ очевиден - использовать всё вышеперечисленное с умом и в нужных пропорциях. :) Приведу типичные ощущения, возникающие при прослушивании "неотмастеренного" трека и сравнении его с профессиональной записью.

  • Трек звучит тихо. Он звучит недостаточно громко в сравнении с профессиональной записью. Можно, конечно, добавить громкости, но проблему это не решает - трек звучит громче, но... Недостаточно громко.
  • Трек звучит глухо. Кажется, что "высоких" хватает, но... Не хватает. Попытки накрутить на эквалайзере ВЧ приводят к тому, что трек попросту начинает "долбить по ушам" резкостью и шипением.
  • Инструменты и вокал (если он есть) звучат тускло. Вы, возможно, знаете, что "плотность" звуку можно добавить компрессором, но применение компрессора на сведённом треке даёт жуть: весь звук как бы "сплющивается" (хотя фактически становится громче).
  • Бас не имеет сочности, мощности и невнятно "ухает". Конечно, можно вновь попытаться накрутить эквалайзером басов, но это только выводит из себя акустическую систему - она начинает "хрюкать", а бас всё равно звучит расплывчато и вовсе не мощно.
  • Инструменты в треке вроде бы находятся на своих позициях в общей стереокартине, однако полное представление далеко от того, что можно слышать на профессиональных записях. Просто потому, что на профессиональных записях применяется эффект, ничего общего с простым "панированием" индивидуальных дорожек в треке не имеющий.

Что нужно для мастеринга?

Собственно, нужен трек - сведённый, отстроенный трек. Он должен быть сведён в нормальную акустическую систему. Также нужна какая-то система, посредством которой вы будете осуществлять мастеринг. В данной статье описывается Izotope Ozone, однако, можно использовать и другую - важно знать принципы. Нужно чётко уяснить: мастеринг делается на готовом, сведённом треке, который не требует перемикширования или доработки. Мастеринг - это не какое-то волшебство, делающее из никудышного трека конфетку - это "шлифовка".

Из чего состоит Izotope Ozone

Теперь больше практики. Izotope Ozone состоит из семи основных частей:

  • параграфический эквалайзер (paragraphic equalizer);
  • мастер-ревербератор (mastering reverb);
  • мультидиапазонный компрессор (multiband dynamics);
  • мультидиапазонный иксайтер (multiband harmonic exciter);
  • мультидиапазонный стереопроцессор (multiband stereo imaging);
  • максимайзер (loudness maximizer);
  • dither (англ. "дрожь", литературно перевести сложно, но вы, возможно, и сами знаете - это подготовка трека для записи на AudioCD).

В обычном использовании плагина, в таком порядке (сверху вниз) все эти эффекты и применяются - т.е., звук, выйдя из одного эффекта, направляется на следующий. Изменять порядок смысла особого не имеет - только если вы конкретно знаете, зачем вам это вдруг понадобилось.

Параграфический эквалайзер

Собственно, эквалайзер, как эквалайзер. Имеет "аналоговую" модель (ширина диапазона изменяется при уменьшении/увеличении мощности сигнала в диапазоне). Как правило, в сведённом треке всегда найдётся место, где "покрутить" чего-нибудь да надо. Впрочем, я в своих треках всё же стараюсь делать сведение так, чтобы эквалайзер не требовался.

Мастер-ревербератор

Этот эффект вовсе необязательно применять, если с реверберацией в самом треке и так всё в порядке. Однако, он бывает нелишним, если добавлять его в адекватном количестве. Обычно, это придаёт треку дополнительную "жирность". Чего мы, собственно, обычно и добиваемся. Буквально 5-6 процентов мастер-ревербератора уже меняют звуковую картину. Мастер-ревербератор нужно настраивать так, чтобы он не слишком отличался от параметров реверберации, применённой в самом треке до мастеринга, иначе может получиться каша. Впрочем, иногда эта каша весьма забавно звучит. :)

Мультидиапазонный компрессор

А вот, собственно, и пошёл потихоньку мастеринг. В начале статьи я говорил, что если применить компрессор к сведённому треку - звук "сплющится". Но то - простой компрессор. А вот с мультидиапазонным - всё по другому. Компрессор у Izotope Ozone имеет четыре независимых друг от друга диапазона, границы которых можно настраивать. В принципе, экспериментируя с пресетами, вы довольно быстро поймёте, что к чему. Первый диапазон обычно захватывает бас (и, соответственно, компрессирует его довольно активно, но "небыстро"), второй работает с более высокой басовой составляющей и частично "хватает" голос (компрессирует более аккуратно), третьему обычно отдают средние частоты (компрессия пожёще) и на высокие частоты - быстрая активная компрессия. В результате, на выходе "сплющенности" почти не имеем (если, конечно, не "задирать" факторы компрессии у диапазонов), т.к. разные диапазоны подвергаются компрессии в разное время и это кардинально сглаживает общую картину. После компрессии, диапазоны можно прибрать/выкатить (для компенсации самого эффекта компрессии). От себя посоветую не добавлять на этой стадии много НЧ и ВЧ - этим впоследствии с большим удовольствием займётся иксайтер.

Мультидиапазонный иксайтер

Пожалуй, самый заметный и потрясающий эффект. Использует те же самые четыре диапазона, что и компрессор. Вот здесь-то и можно сделать "сочный" бас и "яркие" высокие. Главное в этом деле - не переборщить, потому что эффект очень хорошо воздействует на ухо и легко ошибиться, сделав слишком "грохочущий и шипящий" микс. Как правило, иксайтера нужно совсем немного для того, чтобы конкретно изменить звук в лучшую сторону. Не помешает иксайтер и средним частотам, но обычно, после этой процедуры их надо немного "прибрать" (это можно сделать в компрессоре). В Izotope Ozone несколько моделей иксайтеров, для себя я счёл наиболее приемлемым режим Tape - как-то он мягче и эффективнее всех звучит.

Принцип работы иксайтера в общих чертах такой: в сигнал в нужной пропорции добавляется его сильно компрессированная копия. Это добавляет "прозрачности" и мощности тому диапазону, с которым проводится иксайтинг. Сей принцип, кстати, используется на студиях довольно давно - ещё до появления компьютерных технологий.

Небольшая "хитрушка": в иксайтере есть возможность сдвига по времени каждого из диапазонов. Казалось бы, зачем это надо? В инструкции к Ozone описана такая штука: если немного "сдвинуть" по времени басовый диапазон относительно других на 0.5-0.8 мс - бас обычно становится более различимым и плотным. Это действительно работает.

Мультидиапазонный стереопроцессор

А это как раз та штука, которая расширяет стереопанораму. Этого невозможно добиться простым панированием отдельных треков. Эффект работает с теми же четырьмя диапазонами, что и компрессор с иксайтером. Отмечу, что от стереопроцессора впечатлений не так много, как от предыдущих собратьев, но - своё дело он всё-таки делает. Собственно, мы получаем возможность расширить стереопанораму у четырёх диапазонов отдельно. Басовый диапазон вообще вряд ли нужно "расширять" - ухо всё равно к этому не восприимчиво. Остальные диапазоны надо расширять осторожно - при изменении стереопанорамы изменяется и общий баланс в миксе, если перестараться - можно получить плоский непонятный звук. Повторюсь, эффект не столь заметен - но практически необходим.

Максимайзер

Ещё один эффект, который делает грандиозный вклад в финальный микс. В сущности, это хитроумный компрессор с достаточно сложным алгоритмом, учитывающим множество факторов, в т.ч. и психоакустический. Хорошие максимайзеры хранят свои алгоритмы за семью замками - не исключение и Izotope Ozone: максимайзер просто потрясающий и как он работает - одним разработчикам известно. Для звукорежиссёра все очень просто: увеличиваем громкость трека - и он звучит громче. Перегрузок - нет, искажений - нет, а звучит - громче. Конечно, крутить ручку до упора всё равно не получится - звук таки "сплющится", но поднять громкость в два раза (на 6 дБ) - это обычно без проблем. А трек, звучащий в два раза громче без перегрузок - это фантастика, если пытаться делать это какими-то другими способами.

Небольшая хитрость: в начале мастеринга, лучше сразу выкрутить максимайзер таким образом, чтобы он "поднял" уровень трека на 4-5 дБ, потому что, если максимайзер настраивать после всех остальных эффектов - снова изменится частотный баланс и надо будет судорожно крутить эквалайзер. Если же максимайзер уже включен и настроен, вы сразу получите правдоподобную картину того, что будет в конце. При настройке остальных модулей звук может увеличиваться по громкости (и в пике), поэтому, за максимайзером лучше следить на протяжении всего процесса, изредка подкручивая его, чтобы не допускать излишней компрессии. Замечательное достоинство Izotope Ozone: его практически невозможно "перегрузить", потому что обработка идёт в 64-битной арифметике, поэтому, не стоит слишком задумываться о том, какой уровень сигнала производят модули: после максимайзера звук всё равно будет "выровненным" до указанной вами максимальной величины сигнала.

Может возникнуть резонный вопрос: а зачем фактически ещё один компрессор (максимайзер) после другого (мультидиапазонного)? Дело в том, что, после мультидиапазонного компрессора звук проходит ещё и через иксайтер со стереопроцессором, а те добавляют в него солидную порцию мощности. В результате, пики сигнала снова вырастают. Кроме того, мультидиапазонный компрессор не даёт столь ощутимого эффекта, как максимайзер. Фактически, после максимайзера звук лучше вообще не обрабатывать ничем (кроме, разве что, dither - самой последней стадии).

Dither

Обычный эффект, присутствующий едва ли не везде. Его влияние на звук для обычного уха - незаметно. Состоит эффект в том, что в трек специально добавляется широкополосный шум, чтобы снизить т.н. "ошибки квантования", возникающие при конвертировании звука из более высоких разрядностей (например, 24 бита) в стандартные 16 бит у AudioCD. На самом деле, это всё больше теория - на практике, едва ли кто вообще способен расслышать эти "ошибки". Если вы не планируете запись на AudioCD - то и dither вам не нужен.

Заключение

Разные звукорежиссёры имеют разные взгляды на сведение и мастеринг. Но общие принципы остаются такими, какими я их изложил. Практически любое нормальное руководство по тому или иному способу обработки звука обычно упоминает: никто не посоветует вам лучше, кроме ваших ушей. Надеюсь, сия статья сообщила вам полезную информацию и вашим ушам отныне будет значительно легче советовать вам, как свести и отшлифовать тот или иной трек. ;-)

Безусловно, можно построить мастеринг-цепочку из совершенно разных плагинов. Где-то, возможно, эта цепочка будет даже гибче. Но, как я уже упоминал, есть вероятность столкнуться с фазовыми искажениями.

 

Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей

 

задайте вопрос по звуку, сведению и т.п. и я напишу статью

быстрые ответы на вопросы здесь - обычно отвечаю в течение суток




 отправить 

 

©2007, Анатолий Савенков
опубликовано: 09.08.2007

комментариев: 53

 

 
просмотров:
35448
глас народа:
+281 / -17
+зачёт    незачёт

голос будет учтён
в рейтинге

▶ Понравилось? Поддержи! ◀

список статей в категории

 

Комментарии

 

 

31  Дмитрий
гость
21.11.2010 03:06
Здравствуйте, Анатолий.Хочу выразить благодарность - хорошие статьи по звуку.
Интересно было бы узнать Ваше мнение по поводу мастерингового пакета IKMultimedia T-Racks 3 plugins и Sonalksis Mastering Bandle, разумеется если вы ими пользовались. спасибо.
32  SaAnVi
tzar
21.11.2010 06:07
Нет, не пользовался.
33  Владимир Невский09.04.2011 19:21
Большое человеческое спасибо за толковую статью. Замечательно что есть такие люди как Вы! Анатолий творческих Вам успехов.
34  SaAnVi
tzar
10.04.2011 09:00
Спасибо!
35  ingwar63
гость
28.05.2011 05:38
Опосля таких статей поднимаются руки и активность. Хочется творить разумное. Grand спасибо.
36  a.g.frost
гость
30.09.2011 07:03
Статья понравилась! Подчеркнул новое и нужное! Рассказана доходчево! Можно по статье и новичку начать как по шаблону! спасибо за труд))) с уважением!
37  Chiefrocka
гость
28.10.2011 14:37
Володя-уфолог, к Вашему сведению хочу донести, что Вы - олень... Так как не по наслышке знаком с этим плагином, могу сказать, что статья в порядке. Любой сможет понять что к чему (кроме Володьки конечно - у него видимо какие то свои мега-знания)
38  vhlam
гость
05.12.2011 13:01
Большой спасибос!! :)
Четкая статейка.
39  Илья
гость
18.01.2012 20:48
Володя-уфолог))) его брат и прочие.
Для того что бы найти лейбла да еще и со своей студией и профессионалами. Нужно его заинтересовать. Для этого нужно сделать самостоятельный мастеринг или как еще говорят пре-мастеринг. И если уж найдется такой лейбл то на мастеринг в студию, проект а зачастую его аудио дорожки передаются с выключенным мастер каналом. И они уже сделают свои профессиональный мастеринг. Вопросы? Автору спасибо за статью. Возьму на заметку для своих плагинов от T-RackS 3
40  MikCh17.04.2013 10:24
зур рахмат!
зы. после того, как прочитал эту статью - взял и зарегился тута!
41  SaAnVi
tzar
17.04.2013 11:22
Велкам! :)
42  Александр Карманов
гость
28.04.2013 22:02
>Если вы не планируете запись на AudioCD - то и dither вам не нужен.

Лично для себя не вижу смысла хранить записи с 24бит на семпл, 16 за глаза. С диттером шум квантования стационарный ведь (хотя я, наверное, не услышу отсутствие диттера при 16 битах, но на всякий случай пусть будет). А еще при 16 битах он обычно -96дБ уровнем (если без нойзшейпинга), что всё равно весьма мало.

Вот насчет целесообразности нойзшейпинга даже не уверен. Наверное, на записях с широким дин. диапазоном он имеет смысл.
Но тоже, в принципе, от него ничего плохого нет.
43  SaAnVi
tzar
29.04.2013 06:26
Если речь идёт о финальной записи - да, смысла особого в более, чем 16bit, нет. Если речь о материале, с которым потом ещё работать - предпочитаю 24bit. Впрочем, сам мастеринг не предполагает, что после него будут ещё какие-то обработки.
44  Александр Карманов
гость
29.04.2013 19:00
Да, я именно про финальную запись. Для употребления :).
45  Sylpheed
гость
31.01.2015 18:49
Интересная статья, спасибо)

>Все звуковые модули Izotope Ozone спроектированы для работы "вместе" (например, используют одинаковые диапазоны обработки), что устраняет фазовые искажения, характерные при соединении совершенно разных (порой не очень хорошо спроектированных) плагинов "в цепочке"

А как эти фазовые искажения проявляются на слух?
46  SaAnVi
tzar
31.01.2015 19:05
Думаю, чтобы что-то стало реально заметно, надо раз на десять туда-сюда переисказить. :) Сам с таким я не сталкивался. Впрочем, редко когда навешиваю на одну шину более двух совершенно разных плагинов. Может, поэтому и не сталкивался...
47  Rso
гость
15.03.2015 19:43
Спасибо, правильно в начле сказано, делаешь что-нибудь, но всё равно не фирменно звучит)
48  Влад
гость
12.05.2015 03:19
Спасибо огромное!
Я перечитал десятки статей о мастеринге, но авторы их какие-то имбицылы по сравнению с Вами! Очень чётко, понятно и на простом человеческом языке.
Сохраню ссылку, буду передавать всем нуждающимся знакомым)
Я пошёл в поиски изотопа))
49  VSV
свой человек
21.03.2020 18:48
[ссылка, www.bandlab.com]
Один из ныне существующих инструментов автомастеринга (можно использовать без регистрации). Будет интересно узнать мнение, что конкретно и насколько хорошо делает эта штука с миксом (понятно, что не уровень хорошего звукорежиссёра-человека, но тем не менее).
50  SaAnVi
tzar
21.03.2020 19:03
А там практически ничего нету, что за алгоритмы. Какие-то общие увещевания плюс FREE-FREE-FREE на каждом углу (что шибко настораживает). А также увещевания а-ля "мы проанализировали лучшие мировые треки, и на их основе"... В Izotope Ozone есть функция эквалайзинга под частотную характеристику определённого трека. Т.е. берёшь фирменный трек, который нравится, с него снимается АЧХ и твой трек под эту АЧХ подгоняется.

Получалось всегда адово говнище. Ну а эту штуку попробовать надо, хотя, полагаю, там банальный компрессор (подъём громкости) и bass boost (не менее банальный).
51  VSV
свой человек
21.03.2020 20:31
Кстати, приколюха с референс-мастерингом (но только при соблюдении системных требований "синего кита", на котором вся эта штука запускается и крутится):
[ссылка, samesound.ru]
52  Садисто
свой человек
22.03.2020 00:54
Три уникальных настройки:

Качество CD

Усиление баса

Повысить четкость

Очень униКально))
Попробовал на 2 треках- мура какая-то.
53  SaAnVi
tzar
22.03.2020 06:15
> приколюха с референс-мастерингом

Вообще, вся затея с "референсом" мне видится какой-то изначально провальной. Для себя понял, что главное - миксить так, чтобы не было слишком громко, или слишком тихо, и чтобы частотный баланс был Ок. Первые два критерия легко измеряются по RMS - делаю так, чтобы для всего трека он был в районе -12дБ (иногда -10дБ, это уже громковато, но если характер трека позволяет - почему нет). С частотным балансом - только свои уши, причём делается это в несколько приёмов. Например, стоит с часик посидеть над сведением - и я теряю адекватное восприятие, уши устают. Вернувшись к миксу на следующий день слышу совершенно другое, неудобоваримое, которое опять надо шлифовать. Так и шлифую, несколько дней. Как получится, что после первого включения всё сразу нормально - так и окончено.

Автоматика не сможет это всё. Максимум - добавить громкости треку и кое-как выставить АЧХ, чтобы не было явных провалов или, наоборот, выпираний. Но это не то.

 

 

↑ к началу комментариев    ↑↑ к началу страницы

 

Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10.

Добавить комментарий

* Ваше имя/ник:
E-mail:
* Комментарий:
(до 2048 символов)
введите две первые цифры из четырёх: 1174 

 

Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.

 

  

 

ВКонтакте Facebook Яндекс.Дзен Канал YouTube Soundcloud
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
EC: 674
новостя
27.05.2020
рецензия: Тайлер Рейк: Операция по спасению
24.05.2020
статья: Всё, что нужно знать о тепловых насосах
18.05.2020
статья: Software_Reporter_Tool.exe: очередной "подарок" от Google Chrome
18.05.2020
статья: Нужно ли форматировать SSD
15.05.2020
музыка MODs: Fall from sky
03.05.2020
музыка MODs: Infinity
01.05.2020
статья: Firefox: что-то пошло не так
22.04.2020
статья: Как улучшить интернет на модеме 3G/4G
15.04.2020
музыка MODs: Uralvolga fine
15.04.2020
новый музыкальный раздел: MODs
все новости >>

 

популярЪ

1. статья: Тёплый ламповый звук и сферический винил в вакууме

2. статья: Всё, что нужно знать о тепловых насосах

3. рецензия: Тайлер Рейк: Операция по спасению (Эвакуация, Extraction)

4. статья: Software_Reporter_Tool.exe: очередной "подарок" от Google Chrome

5. музыкальная пародия: Винда

6. статья: Файл подкачки на SSD

7. статья: RUCELF UPI-400-12-EL: лучше, чем ничего

8. статья: Firefox: что-то пошло не так

9. статья: Как удалить "Интернет Цензор" с паролем

10. статья: Отключение ненужных служб Windows

весь TOP >>

 

последния каменты

1. блог: Святые 90-е

2. блог: Малообразованные столбики

3. блог: Новый почтовый развод

4. блог: поплавок, 360TSE, Стрельцов

5. статья: Аналог vs Цифра: бой, которого не было

6. статья: Windows 10: чёрный экран и курсор

7. статья: Всё, что нужно знать о тепловых насосах

8. рецензия: Тайлер Рейк: Операция по спасению (Эвакуация, Extraction)

9. блог: Здравствуйте. Вы проживаете в Московской области?..

10. блог: Как ВКонтакте меня за авторские права шпынял, да треки мои блочил

 

нынче на сайте
R666 (1)

гости: 2

статистика за 10 минут
юзеры >>
изображениезакрыть
dummy