SaAnVi.Ru - пародии - фотоприколы - банная - политота - компота - житота | сцылки - блог - думы - рецензии - поржать - фотосеты - поддержать (0%) |
популярные посты ▶
|
Мастеринг: Izotope OzoneНужен мастеринг? Сделаю мастеринг. Статья содержит части авторского литературного перевода Ozone® Mastering Guide с комментариями. Мастеринг - вещь, необходимая для обработки готового музыкального трека. Это последняя стадия, когда трек шлифуется и ему придаётся нужный характер. Эта статья больше отвлечённая, нежели конкретно, "до кнопок" описывающая замечательный плагин Izotope Ozone, который существует как в VST, так и в DirectX реализациях. Однако, описывать процесс мастеринга на основе этого плагина очень удобно. Более того, я считаю, что он - один из лучших в своём роде и им можно успешно пользоваться в любых применениях, вплоть до профессиональных. Плагин интуитивен, удобен, имеет 64-битную арифметику и таким образом гигантскую прецизионность. Все звуковые модули Izotope Ozone спроектированы для работы "вместе" (например, используют одинаковые диапазоны обработки), что устраняет фазовые искажения, характерные при соединении совершенно разных (порой не очень хорошо спроектированных) плагинов "в цепочке". Зачем нужен мастеринг?Очень многие (если не все ;) начинающие звукорежиссёры могут даже не знать, что такое мастеринг. Они сводят до умопомрачения свои треки но никак не могут понять: почему они так разительно отличаются от профессиональных, коммерческих записей? Они стараются накрутить на готовый трек эквалайзером кучу баса и высоких частот - но при этом получают только пики сигнала на выходе и перегрузку, что принуждает снижать выходной уровень и, как следствие, снова "глушит" трек. Они стараются применять всякие bass extender'ы, exciter'ы. Треки звучат уже получше, но всё равно нет той "прозрачности", которая характерна для профессиональных записей. Начинающие звукорежиссёры стараются применить к треку компрессор - но это делает звук совсем никудышным. Они применяют какой-нибудь ultramaximizer - звук становится получше, но это всё равно не то! Что же делать? Ответ очевиден - использовать всё вышеперечисленное с умом и в нужных пропорциях. :) Приведу типичные ощущения, возникающие при прослушивании "неотмастеренного" трека и сравнении его с профессиональной записью.
Что нужно для мастеринга?Собственно, нужен трек - сведённый, отстроенный трек. Он должен быть сведён в нормальную акустическую систему. Также нужна какая-то система, посредством которой вы будете осуществлять мастеринг. В данной статье описывается Izotope Ozone, однако, можно использовать и другую - важно знать принципы. Нужно чётко уяснить: мастеринг делается на готовом, сведённом треке, который не требует перемикширования или доработки. Мастеринг - это не какое-то волшебство, делающее из никудышного трека конфетку - это "шлифовка". Из чего состоит Izotope OzoneТеперь больше практики. Izotope Ozone состоит из семи основных частей:
В обычном использовании плагина, в таком порядке (сверху вниз) все эти эффекты и применяются - т.е., звук, выйдя из одного эффекта, направляется на следующий. Изменять порядок смысла особого не имеет - только если вы конкретно знаете, зачем вам это вдруг понадобилось. Параграфический эквалайзерСобственно, эквалайзер, как эквалайзер. Имеет "аналоговую" модель (ширина диапазона изменяется при уменьшении/увеличении мощности сигнала в диапазоне). Как правило, в сведённом треке всегда найдётся место, где "покрутить" чего-нибудь да надо. Впрочем, я в своих треках всё же стараюсь делать сведение так, чтобы эквалайзер не требовался. Мастер-ревербераторЭтот эффект вовсе необязательно применять, если с реверберацией в самом треке и так всё в порядке. Однако, он бывает нелишним, если добавлять его в адекватном количестве. Обычно, это придаёт треку дополнительную "жирность". Чего мы, собственно, обычно и добиваемся. Буквально 5-6 процентов мастер-ревербератора уже меняют звуковую картину. Мастер-ревербератор нужно настраивать так, чтобы он не слишком отличался от параметров реверберации, применённой в самом треке до мастеринга, иначе может получиться каша. Впрочем, иногда эта каша весьма забавно звучит. :) Мультидиапазонный компрессорА вот, собственно, и пошёл потихоньку мастеринг. В начале статьи я говорил, что если применить компрессор к сведённому треку - звук "сплющится". Но то - простой компрессор. А вот с мультидиапазонным - всё по другому. Компрессор у Izotope Ozone имеет четыре независимых друг от друга диапазона, границы которых можно настраивать. В принципе, экспериментируя с пресетами, вы довольно быстро поймёте, что к чему. Первый диапазон обычно захватывает бас (и, соответственно, компрессирует его довольно активно, но "небыстро"), второй работает с более высокой басовой составляющей и частично "хватает" голос (компрессирует более аккуратно), третьему обычно отдают средние частоты (компрессия пожёще) и на высокие частоты - быстрая активная компрессия. В результате, на выходе "сплющенности" почти не имеем (если, конечно, не "задирать" факторы компрессии у диапазонов), т.к. разные диапазоны подвергаются компрессии в разное время и это кардинально сглаживает общую картину. После компрессии, диапазоны можно прибрать/выкатить (для компенсации самого эффекта компрессии). От себя посоветую не добавлять на этой стадии много НЧ и ВЧ - этим впоследствии с большим удовольствием займётся иксайтер. Мультидиапазонный иксайтерПожалуй, самый заметный и потрясающий эффект. Использует те же самые четыре диапазона, что и компрессор. Вот здесь-то и можно сделать "сочный" бас и "яркие" высокие. Главное в этом деле - не переборщить, потому что эффект очень хорошо воздействует на ухо и легко ошибиться, сделав слишком "грохочущий и шипящий" микс. Как правило, иксайтера нужно совсем немного для того, чтобы конкретно изменить звук в лучшую сторону. Не помешает иксайтер и средним частотам, но обычно, после этой процедуры их надо немного "прибрать" (это можно сделать в компрессоре). В Izotope Ozone несколько моделей иксайтеров, для себя я счёл наиболее приемлемым режим Tape - как-то он мягче и эффективнее всех звучит. Принцип работы иксайтера в общих чертах такой: в сигнал в нужной пропорции добавляется его сильно компрессированная копия. Это добавляет "прозрачности" и мощности тому диапазону, с которым проводится иксайтинг. Сей принцип, кстати, используется на студиях довольно давно - ещё до появления компьютерных технологий. Небольшая "хитрушка": в иксайтере есть возможность сдвига по времени каждого из диапазонов. Казалось бы, зачем это надо? В инструкции к Ozone описана такая штука: если немного "сдвинуть" по времени басовый диапазон относительно других на 0.5-0.8 мс - бас обычно становится более различимым и плотным. Это действительно работает. Мультидиапазонный стереопроцессорА это как раз та штука, которая расширяет стереопанораму. Этого невозможно добиться простым панированием отдельных треков. Эффект работает с теми же четырьмя диапазонами, что и компрессор с иксайтером. Отмечу, что от стереопроцессора впечатлений не так много, как от предыдущих собратьев, но - своё дело он всё-таки делает. Собственно, мы получаем возможность расширить стереопанораму у четырёх диапазонов отдельно. Басовый диапазон вообще вряд ли нужно "расширять" - ухо всё равно к этому не восприимчиво. Остальные диапазоны надо расширять осторожно - при изменении стереопанорамы изменяется и общий баланс в миксе, если перестараться - можно получить плоский непонятный звук. Повторюсь, эффект не столь заметен - но практически необходим. МаксимайзерЕщё один эффект, который делает грандиозный вклад в финальный микс. В сущности, это хитроумный компрессор с достаточно сложным алгоритмом, учитывающим множество факторов, в т.ч. и психоакустический. Хорошие максимайзеры хранят свои алгоритмы за семью замками - не исключение и Izotope Ozone: максимайзер просто потрясающий и как он работает - одним разработчикам известно. Для звукорежиссёра все очень просто: увеличиваем громкость трека - и он звучит громче. Перегрузок - нет, искажений - нет, а звучит - громче. Конечно, крутить ручку до упора всё равно не получится - звук таки "сплющится", но поднять громкость в два раза (на 6 дБ) - это обычно без проблем. А трек, звучащий в два раза громче без перегрузок - это фантастика, если пытаться делать это какими-то другими способами. Небольшая хитрость: в начале мастеринга, лучше сразу выкрутить максимайзер таким образом, чтобы он "поднял" уровень трека на 4-5 дБ, потому что, если максимайзер настраивать после всех остальных эффектов - снова изменится частотный баланс и надо будет судорожно крутить эквалайзер. Если же максимайзер уже включен и настроен, вы сразу получите правдоподобную картину того, что будет в конце. При настройке остальных модулей звук может увеличиваться по громкости (и в пике), поэтому, за максимайзером лучше следить на протяжении всего процесса, изредка подкручивая его, чтобы не допускать излишней компрессии. Замечательное достоинство Izotope Ozone: его практически невозможно "перегрузить", потому что обработка идёт в 64-битной арифметике, поэтому, не стоит слишком задумываться о том, какой уровень сигнала производят модули: после максимайзера звук всё равно будет "выровненным" до указанной вами максимальной величины сигнала. Может возникнуть резонный вопрос: а зачем фактически ещё один компрессор (максимайзер) после другого (мультидиапазонного)? Дело в том, что, после мультидиапазонного компрессора звук проходит ещё и через иксайтер со стереопроцессором, а те добавляют в него солидную порцию мощности. В результате, пики сигнала снова вырастают. Кроме того, мультидиапазонный компрессор не даёт столь ощутимого эффекта, как максимайзер. Фактически, после максимайзера звук лучше вообще не обрабатывать ничем (кроме, разве что, dither - самой последней стадии). DitherОбычный эффект, присутствующий едва ли не везде. Его влияние на звук для обычного уха - незаметно. Состоит эффект в том, что в трек специально добавляется широкополосный шум, чтобы снизить т.н. "ошибки квантования", возникающие при конвертировании звука из более высоких разрядностей (например, 24 бита) в стандартные 16 бит у AudioCD. На самом деле, это всё больше теория - на практике, едва ли кто вообще способен расслышать эти "ошибки". Если вы не планируете запись на AudioCD - то и dither вам не нужен. ЗаключениеРазные звукорежиссёры имеют разные взгляды на сведение и мастеринг. Но общие принципы остаются такими, какими я их изложил. Практически любое нормальное руководство по тому или иному способу обработки звука обычно упоминает: никто не посоветует вам лучше, кроме ваших ушей. Надеюсь, сия статья сообщила вам полезную информацию и вашим ушам отныне будет значительно легче советовать вам, как свести и отшлифовать тот или иной трек. ;-) Безусловно, можно построить мастеринг-цепочку из совершенно разных плагинов. Где-то, возможно, эта цепочка будет даже гибче. Но, как я уже упоминал, есть вероятность столкнуться с фазовыми искажениями.
Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей
©2007, Анатолий Савенков
Комментарии
↑ к началу комментариев ↑↑ к началу страницы
Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10. Добавить комментарий
Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||