SaAnVi.Ru - пародии - фотоприколы - банная - политота - компота - житота | сцылки - блог - думы - рецензии - поржать - фотосеты - поддержать (0%) |
популярные посты ▶
|
Просто о фотоМеня часто просят написать что-либо о фотографии. Так получилось, что я достаточно много знаю в этой области, хоть и не являюсь "фотографом с большой буквы". Писать очередную статью про экспозиции, выдержки и диафрагмы не хочется - этого добра в интернете пруд пруди. Поэтому, я решил написать философское эссе, которое вы читаете. Вы не найдёте здесь конкретных указаний - но, возможно, мне удастся объяснить кое-какие аспекты фотографии с простой точки зрения. Если читателей заинтересует какой-то вопрос более подробно - могу расписать его в последующих статьях. Фотография - это просто!Как ни банально звучит эта фраза, но это действительно так. Для того, чтобы делать весьма годные и качественные снимки, не надо учиться пять лет. Сам я, правда, фотографией занимаюсь лет с шести. Но у меня есть знакомые, которые, получив знания из книг, стали неплохими фотографами за год-два уже в весьма приличном возрасте. Для получения технически правильного снимка всё, что нужно - правильно выставить экспозицию с балансом белого, навести резкость туда, куда надо и обратить хотя бы минимальное внимание на композицию. Эти умения враз поставят вас на пару ступеней выше любого бездумного "щёлкателя", который постоянно промахивается с фокусом, а также делает передержанные или недодержанные снимки в нежных красно-синих тонах. Да, придётся немало пощёлкать прежде, чем к вам придёт полное осознание того, как те или иные параметры влияют на результат. Но оно придёт неизбежно, поскольку знаний требуется не больше, чем из школьной программы. Дальше нужно будет осознать, что именно вы хотите снимать - и, в соответствии с этим, подбирать себе парк фототехники. Выбор фотоаппаратаЧисто технически, любой фотоаппарат, позволяющий вручную контролировать баланс белого, выдержку, диафрагму и фокус, пригоден для большинства типов фотосъёмки. Под это требование попадает как любая зеркалка, так и большинство "просьюмеров" - "недозеркалок" с несменным объективом - и, как следствие, более привлекательной ценой. В случае с зеркалкой можно дополнительно выбрать объектив - в соответствии со своими потребностями. Просьюмер замену объектива не предусматривает - поэтому, обычно просьюмеры комплектуются "зумной" оптикой, рассчитанной на широкий диапазон фокусных расстояний (т.е., обладающей большими возможностями в плане приближения/удаления объекта, но и проигрывающей в качестве). Зеркалки, как правило, обладают большей по размеру матрицей - не в мегапикселях, а в физических размерах! Что позволяет вести съёмку в условиях низкой освещённости и снижает шумы на фотографиях. Большинство современных просьюмеров имеют на борту матрицы довольно маленького размера, что не делает им чести - видимо, производители смекнули, что лучше расширять рынок зеркальных фотокамер, поэтому не стараются развивать сектор просьюмеров. Зато у просьюмера автоматическая наводка резкости производится непосредственно по изображению на матрице, в то время как у зеркалок резкость наводится по датчикам, неправильная юстировка которых может привести к "промаху" (впрочем, с этим делом в последних разработках зеркалок успешно борются, т.к. всё идёт к тому, что от зеркала в конструкции откажутся совсем). Более подробно о "зеркальных проблемах" я писал в статье "Подводные камни зеркалок". Отмечу также, что термин "просьюмер" употреблять не совсем правильно (данная традиция почему-то зародилась в русскоязычном фотографическом сообществе). Но раз уж традиция есть и все понимают, о чём речь - не буду мудрствовать. Вы уже поняли, что без разницы, какой выбрать фотоаппарат? Всё равно потом пожалеете. Главное, чтобы ваша машинка позволяла контролировать все параметры съёмки, а не щёлкала на непонятном авторежиме. Как правило, для первичной практики с лихвой подойдёт любая зеркальная камера начального уровня с китовым ("стандартным") объективом, или хороший просьюмер. Нащёлкаться можно будет вдоволь, после чего придёт понимание, в какую сторону нужно расти дальше - если, конечно, захочется. Слово о мегапикселях. Двузначные цифры на мыльницах - это маркетинг. Количество мегапикселей - не мера качества. Для хороших снимков 6-8 мегапикселей - за глаза (если, конечно, вы не собираетесь печатать фотообои на всю стену). Причём, при равных физических размерах матрицы лучше выбрать меньшее количество мегапикселей - будет меньше шумов и выше чувствительность. Элементарно: чем больше чувствительных элементов (пикселей) расположено на матрице - тем они меньше по размеру, и, как следствие, менее чувствительны к свету. Когда я вижу в продаже мыльницы с надписью "14mpx" и размером матрицы в несколько миллиметров - меня охватывает нечеловеческая грусть. ОбъективТема объективов довольно обширна и многогранна, но в основном всё сводится к трём основным параметрам: фокусному расстоянию, светосиле и ГРИП (глубине резко изображаемого пространства). ГРИП, в свою очередь, зависит от диафрагмы, которую установил фотограф. ГРИП является мощнейшим выразительным инструментом. Если сравнить фотографии с самой простой зеркалки (даже с "китовым" объективом) и бюджетной мыльницы - первым, что бросится в глаза, будет выразительность снимков с зеркалки, а именно: размытый фон - и, при этом, чёткое изображение снимаемого объекта. Объектив мыльницы проектируется с тем расчётом, что "счастливому" обладателю необходимы резкие снимки везде и всюду. Тотально резкий снимок в профессиональной фотографии - скорее, редкость (если речь не идёт о пейзаже или фотографии подобного рода). Фотографы везде и всюду используют малую ГРИП для выделения нужных деталей объекта съёмки - и, соответственно, "замазывания" всего остального, ненужного. Научитесь пользоваться ГРИП на практике, и ваши фотографии быстро начнут вызывать восторг у друзей и знакомых.
пример снимка с малой глубиной резко изображаемого пространства
Фокусное расстояние объектива определяет характер съёмки и угол обзора. Наверняка многие замечали, что при съёмке портретов с мыльницы лицо человека зачастую получается довольно смешным - не таким, как в жизни. Всё потому, что у мыльницы фокусное расстояние объектива чаще всего небольшое, а угол обзора - широкий; чтобы в кадр попало как можно больше. Лицо человека (равно как и другие объекты) при этом получается в искажённой перспективе. Чтобы лицо получилось нормальным - надо использовать "портретник" - объектив с фокусным расстоянием в диапазоне 50-140мм (тут у каждого фотографа свой взгляд на мир, но пределы примерно такие). Естественно, всё вышесказанное никак не запрещает использовать широкоугольные объективы для съёмки людей - иногда искажённая перспектива является художественным элементом съёмки.
пример снимков с разным фокусным расстоянием - 16мм (слева) и 50мм (справа)
Перейду к теме "зум/фикс". Есть "фиксы" - объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Есть "зумы" - с переменным. "Фикс" обеспечивает более высокое качество, нежели "зум". Объясняется это тем, что все линзы в группе фикс-объектива рассчитаны на работу в одном фокусном расстоянии, а линзы у зум-объектива проектируются с допусками под переменный диапазон, что неизбежно снижает резкость со светосилой и повышает искажения на снимке (чаще всего, ближе к краям). Итак, "фикс" обеспечивает более высокое качество снимка; однако, "зум" даёт несравненно бОльшую свободу выбора - не надо бегать перед объектом и выбирать дистанцию до него. Как и всегда, выбор - за фотографом, который применяет тот или иной тип объектива в зависимости от характера и условий съёмки. По сути, все фикс-объективы можно подразделить на три категории: "широкоугольники", "портретники" и "телевики". Это немного грубовато, но в целом верно. Широкоугольники имеют небольшое фокусное расстояние (до 18-20мм) и большой угол охвата; с их помощью снимают ландшафты, пейзажи, архитектурные объекты - везде, где в кадр требуется "упихать" максимально много. Портретники, как я уже говорил, обычно имеют фокусное порядка 50-140мм, а также большую светосилу (чтобы хорошо и красиво "размыть" фон). Телевики предназначены для съёмки сильно удалённых объектов; большое фокусное расстояние (например, 300мм), обычно невысокая светосила (без штатива придётся трудно). Ну а зум-объективы, чаще всего, представляют "компромисс" между широкоугольником и портретником, или между портретником и телевиком - а иногда и между широкоугольником и телевиком (в последнем случае большой риск столкнуться с весьма неприятными искажениями и нерезкостью снимков, но бывают и исключения, стоящие диких денег). Пара слов о светосиле. Когда объектив светосильный - это хорошо. :) Вы сможете делать резкие снимки в условиях низкой освещённости. Увы, по-настоящему светосильными бывают лишь фикс-объективы. Впрочем, это не означает, что, имея твёрдую руку, нельзя снимать бюджетным "зумом" в полумраке - для иллюстрации можете посмотреть мой репортаж "Mini Siam", где я изворачивался с очень "несветосильным" объективом и выдержками порядка 1/4 сек. Безусловно, у объективов имеются и другие параметры - для кого-то важные, для кого-то не очень. Например, кто-то усиленно рассматривает "боке" - эффект изображения зоны вне фокуса; кому-то интересно количество лепестков диафрагмы (которое также влияет на боке и другие свойства получаемого снимка). Всем этим вы заинтересуетесь, когда придёт время. Фотошоп - за и... За.Лично я не поклонник дикого редактирования и стараюсь делать съёмку так, чтобы исправлений требовался минимум. Ну там - прыщик замазать, цветовой баланс подкорректировать, уровни чуток потрогать - не более того. В некоторых случаях по-тихому замазать какой-нибудь ненужный объект (опять же, лучше учесть это при съёмке, если возможно). Впрочем, в некоторых фотографиях тянет сильно исказить реальность, причём иногда старания не проходят даром. Тут уж каждый руководствуется собственным "чувством прекрасного". Как и всегда, важен результат. Люди, которые неистово кричат "Долой фотошоп!", чаще всего слабо разбираются в предмете. Редактирование снимков появилось не тогда, когда появился цифровой фотоаппарат и компьютерный редактор изображений. Ретушь и правка фотографий существуют столько, сколько существует сама фотография. Просто раньше это делалось другими методами - только и всего. С помощью современной техники и приёмов правку изображения можно делать более точно и искусно. А уж что при этом, в конечном счёте, получится - перенасыщенная аляповатая ерунда или профессионально выглядящий снимок - зависит только от вас.
©2013, Анатолий Савенков
Комментарии
↑ к началу комментариев ↑↑ к началу страницы
Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10. Добавить комментарий
Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||