SaAnVi.Ru - пародии - фотоприколы - банная - политота - компота - житота | сцылки - блог - думы - рецензии - поржать - фотосеты - поддержать (0%) |
популярные посты ▶
|
MP3 vs AudioCD, или "не зная броду - не суйся в воду"опубликовано: <весь блог> а ведь бывает CD с MP3... Как-то на вечеринке поспорили с одним товарищем. Мол, он отличает MP3 от AudioCD ну просто влёт, сразу и начисто. Меня это раззадорило и я решил вывести "аудиофила" на чистую воду. Я с MP3 работаю почти с того времени, как он появился - года с 1996-го. Тогда винчестер в 2Гб был невиданной роскошью, а пишущий CD - и того более; посему, идея сжатия звука интересовала меня чуть менее, чем полностью, т.к. где-то надо было хранить свои бесценные произведения. Сначала я сам не поверил, что звук можно так сильно и так качественно сжать. Я сжимал и слушал, сжимал и слушал. Совершенно очевидно, 256kbit для обычного AudioCD было просто за глаза. Вполне комфортный для прослушивания битрейт был вплоть до 160kbit, и только ниже проявлялись достаточные искажения, чтобы однозначно их идентифицировать - и то намётанным ухом, когда знаешь, где и что слушать. Затем я почитал технические спецификации, понял, что тут и там используется дискретное преобразование DCT (тесно связанное с Фурье) - и успокоился, поскольку всю эту теорию мне преподавали в институте и ничего сверхъестественного и страшного в ней нет. Конечно, MP3 - это ещё и психоакустика; в ней я на тот момент разбирался не очень, да и сейчас не очень разбираюсь. Но, доверяя своим ушам, я начал постепенно привыкать к MP3. В течение десяти лет я прислушивался к трекам собственного производства, которые для пущей важности кодил даже в 320kbit с максимально высоким качеством у кодека (естественно, LAME или оригинальный фраунгоферский, а не какой-нибудь там Xing, BladeEnc или ещё какое поделие). И ничерта не слышал никакой разницы (естественно, с правильными проигрывателями типа fobar2000, а не косячными вроде WinAMP). И что, этот товарищ сможет расслышать то, чего за десять лет не расслышал я? Не занимаясь при этом музыкой? Мы поспорили на штуку рублей - по тем временам сумма не запредельная, но и не маленькая. В "рефери" взяли его знакомого, который следил, что я включаю при слепом тесте. "Испытуемый" припёр мега-лицензионный CD Queen с (кто бы мог подумать?) композицией "The Show must go on". Я аккуратно сграбил трек через EAC (проблемы чтения с AudioCD к тому времени были устранены на всех драйвах, даже самых "нонеймовских"). Затем, закодировал в 320kbit stereo через LAME, а потом декодировал через него же, получив стандартный 16bit/44.1kHz WAV. Для пущей убедительности показал в SoundForge, что спектры изначального и декодированного файла различаются (у MP3 сразу заметна фильтрация ВЧ, для 320kbit это примерно в районе 20kHz, которые никому не слышны). Назвал файлы WAV.wav и MP3.wav - чтобы "рефери" мог понимать, что я включаю. В качестве выходной системы использовали мой сет от M-Audio: звуковуха Audiophile 24/96 и студийные мониторы Studiophile BX5. Сам товарищ утверждал, что слышит разницу через свой музыкальный центр (а-ля "Tampaxonic"), а также через автомагнитолу "Paioneeeyear" с бумажными динамиками, установленными где-то в преисподней. Правда, какую "разницу" он слышит - не утверждал. Просто: слышит - и всё. В ходе теста я не стал особо мудрствовать и пять раз включал попеременке WAV-MP3. Т.е., всего десять раз. В конце теста товарищ спросил у "рефери": "Он правда включал разные треки?". Рефери ответил утвердительно. Товарищ вытащил косарь и передал мне. Кто бы сомневался: он не услышал разницы нигде. Затем товарищ вытащил свою флэшку, которую он слушает в машине, и попросил посмотреть, "что с ней не так, ведь звук - явная лажа в сравнении с AudioCD". На флэшке обнаружился обычный шлак, накачанный и скопированный с каких-нибудь "зайцоф.есть", со средним битрейтом в районе 96-192kbit. Попадавшиеся 256-320kbit звучали почему-то тоже, как из милицейской радиостанции - для меня это было неудивительно, т.к. я встречал "знатоков", перекодирующих MP3 из 128kbit в 320kbit и при этом полагающих, что "качество повысится". Это реально бывает такое! Практически все треки были зачем-то динамически ужаты (видимо, для большей громкости - это ж "куль и руль", когда громко). Минимум треть "материала" имела щедро рассыпанные щелчки - явные косяки аудиограбберов, или просто физические на AudioCD. В общем - традиционный "треск, шипение и пердёж". Товарищ слушал всё это жёваное дерьмо и гордо бегал с флагом "MP3 - лажа!". Пока не наткнулся на меня... Но и это не конец истории. Я предложил товарищу ещё один такой же тест, но со скрытыми параметрами MP3. То есть, я не говорил, каким битрейтом буду кодировать. Он согласился - правда, уже без всяких пари, но мне было интересно подтвердить свою теорию и практику. В ходе теста он опять ничего не услышал. Суть состояла в том, что я представил ему 128kbit joint stereo; правда, закодированное с -q 0 (высшее качество у кодека LAME). Мой расчёт был на то, что неподготовленное, деревянное ухо не услышит разницы, которую слышит подготовленное ухо типа моего. Расчёт полностью оправдался. Для того, чтобы слышать разницу - нужно ещё понимать, где её слушать. Такие дела. В общем, если какой-то человек говорит вам что-то про "MP3 супротив AudioCD есть плохо" - дайте ему сначала по голове, а потом покажите эту историю. Или сначала покажите историю, а потом дайте по голове. Но лучше просто дайте по голове, а историю можете и не показывать.
Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей
©2013, Анатолий Савенков
Комментарии
↑ к началу комментариев ↑↑ к началу страницы
Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10. Добавить комментарий
Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||