SaAnVi.Ru - пародии - фотоприколы - банная - политота - компота - житота | сцылки - блог - думы - рецензии - поржать - фотосеты - поддержать (0%) |
популярные посты ▶
|
Техника сведенияУдачное сведение (по другому - микширование) музыкального материала - 70% успеха финальной фонограммы. Это очень сложная задача. Слишком много мешающих факторов, как то: особенность человеческого уха подстраиваться под звук, качество звуковоспроизводящего тракта, через который производится сведение, показатели самих инструментов, которые необходимо записать. И это не всё. Для удачного сведения необходим талант "абстрагирования" от звука, ведь вашу фонограмму люди будут слушать на совершенно разных системах, и желательно, чтобы она звучала на всех (или почти всех) приемлемо. Особым музыкальным слухом обладать, возможно, и не обязательно, но, так сказать, "чувство прекрасного" быть обязано. ;-) Обратите внимание, что я не буду затрагивать в этой статье мастеринг (доводку фонограммы после сведения) - это другая ипостась. Если вас интересует мастеринг - добро пожаловать в статью "Мастеринг: Izotope Ozone". Также, советы будут даваться в основном для домашней студии - т.е. студии без особых технических изысков и дорогих наворотов. Для начала.Весьма хорошей школой может быть банальное "наслушивание" профессиональных фонограмм с компакт-дисков, желательно приличных исполнителей. Обратите внимание на прозрачность звука, чёткость музыкальных партий, общий "кайф" от прослушивания. Всё это приходит к звукорежиссёру только с опытом. Первоначальный материал.Сразу оговорюсь, что правильно и качественно записанный трек - залог того, что придётся меньше мучиться при сведении. Если это вокал - советую почитать мою другую статью "Техника записи с микрофона". Для сольных партий (гитара, ритм-гитара, бас, саксофон и прочее) желательно, чтобы звук уже на записи имел нужную частотную характеристику, проще говоря, был отстроен эквалайзером. Запись фонограммы прямо с синтезатора не предполагает первоначальную отстройку эквалайзером - это можно сделать и потом, ведь основной музыкальный трек будет всего один. Вообще говоря, иметь дело с кучей сольных треков несколько легче, чем с одним, записанным с синтезатора или откуда ещё. Сольные треки гораздо легче поддаются обработке, эквалайзированию, ограничению и всему прочему, что позволяет в финале получить очень качественную вещь. А все огрехи, если таковые имелись, будут незаметны. Я на практике имею дело с синтезатором, некоторые эффекты добавляются позже но в целом моя фонограмма состоит из одного синтезаторного трека, в который напихано практически всё, и нескольких вокальных треков и/или треков со звуковыми эффектами, которых нет в синтезаторе или которые гораздо легче получить на компьютере. Дальнейшие мои излияния будут описывать именно такую технику записи и сведения, но и для тех людей, которым придётся записывать живой ансамбль или, допустим, инструменты внаклад на ударную машинку, мои сведения тоже могут пригодиться. О звуковых картах и акустике.Ещё раз посоветую почитать статью про технику записи с микрофона, но всё-таки кратко повторю основные моменты. Вряд ли вам повезёт найти на нынешнем рынке бытовых звуковух качественную звуковую карту, обладающую хорошим соотношением сигнал/шум, приемлемым коэффициентом нелинейных искажений и всего такого прочего. В этих условиях я порекомендую какой-нибудь брэндовый Creative, обязательно с full duplex и не слишком большим обилием всяческих прибамбасов, искажающих звук на выходе, типа позорного 3D или какого-нибудь там bass boost'а. Или по крайней мере чтобы это всё можно было отключать. Если будете производить сведение в аппаратуру, сильно искажающую звук всякими наворотами, то ничего не добьётесь - классно звучащая на вашей системе фонограмма будет совершенно никак звучать на другой системе. Если есть возможность раскошелиться на профессиональную звуковую карту, где кроме звуковых входов и выходов ничего нет - раскошеливайтесь. Акустическая система, в которую вы производите сведение, помимо громкости должна иметь только два регулятора - НЧ и ВЧ. Я готов спорить с кем угодно, что регуляторов НЧ и ВЧ БОЛЕЕ ЧЕМ ДОСТАТОЧНО. Мне приходилось встречать эдаких "эквалайзерных маньяков", которые ставили между линейным выходом звуковой карты и акустической системы эквалайзер по 20 полос на канал и крутили его до умопомрачения (и кстати говоря, были вечно недовольны результатом), но мне представляется, что лучше не болеть подобным. Просто поставьте какую-нибудь хорошо записанную профессиональную фонограмму и отрегулируйте высокие и низкие частоты по своему вкусу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: обычно на звуковых картах присутствуют регуляторы НЧ и ВЧ, но например на Creative'ах это не НЧ и ВЧ, а что-то невообразимое. Поэтому лучше поставьте "линию" на выходе звуковой карты, а частоты регулируйте на акустике. Естественно, нельзя ничего сводить в динамики четырёхсантиметрового диаметра типа Genius, которые редко воспроизводят частоты ниже 150-200 Гц (весь "смачный" басовый диапазон). Акустика должна удовлетворять как минимум следующим требованиям: низкие от 80 Гц и ниже, высокие от 18 кГц и выше. Причём на басы следует всегда обращать более пристальное внимание, ведь именно с ними случается наибольшее количество огрехов. Чаще всего, когда акустика не воспроизводит достаточное количество басов, возникает желание "навернуть" их покрепче, отсюда - несбалансированное их содержание в финальной фонограмме. Конечно, мне хотелось бы посоветовать вам обить комнату, где производится сведение, звукоизоляционным материалом, т.к. интерференция частот от "голых" стен (особенно басов) мешает процессу. Но т.к. мой материал в основном направлен на домашнее музицирование, я дам другой совет. В домашних условиях как правило ничего не обобьёшь. Я лично просто свожу фонограммы на небольшой громкости, вот и всё. При этом доля интерференции невысока, особенно если сидеть близко к самим динамикам. Желательно также расставлять колонки не слишком далеко друг от друга. О наушниках.Наушники - вещь интересная. Если они попадутся некачественные - быть беде. Потому что, если они будут сильно искажать звук (а как правило разброс параметров обычных, да и не только обычных наушников, весьма велик) - то в результате фонограмма будет совершенно "не звучать" в обычные акустические системы навроде колонок. Причём, что интересно, лучше сводить в не очень хорошие колонки, чем в неизвестно как звучащие наушники - баланс по крайней мере лучше будет. Происходит это потому, что ухо человека - весьма тонкий аппарат, и если грузить его направленным звуковым давлением (как в случае с наушниками) - оно может дать обманчивые впечатления, поскольку при переизбытке или недостатке тех или иных частот ухо просто "подстроится" под эти корявости, давая оператору чисто сфабрикованный "как ему хочется" результат при прослушивании. Что тут сказать... Были у меня наушники AKG, за 100 баксов. Слушать в них было можно, а сводить нельзя. Сколько ни пытался. А тут недавно приобрёл наушники Philips за 300 рублей. Приобретал для совершенно других целей, а тут выяснилось, что помимо хорошего (лучшего!) звука чем у хвалёных AKG (да ещё за такие бабки), в них ещё можно и с удовольствием сводить фонограммы, и результат - вполне приемлемый. Покупка хороших наушников - это, видимо, дело случая. По факту, при выборе наушников придётся очень постараться и как следует отслушать их на нормальной аппаратуре, а потом уже делать выбор. О частотах.Перед сведением все треки надо отстроить по частотам. Поговорим о диапазонах. Диапазон частот до 200-250 Гц - нормальные "русские" басы, с ними надо обращаться осторожно и не перебарщивать, поскольку их "перекручиванием" легко вызвать перегрузку. Диапазон частот в районе 300 Гц (точнее, 200 - примерно 500 Гц, с центром на 300 Гц) известен как "муть", т.е. то, что басами уже не назовёшь, но их избыток сказывается весьма отрицательно, трек звучит "глухо" и возникает желание навертеть побольше высоких, хотя собственно не в них дело. Муть надо убирать, как правило, она только накапливается в трактах записи из-за нелинейных искажений. Однако, перебарщивание в данном деле также недопустимо: если сильно "глушить" вышеуказанную полосу, то создастся впечатление, что трек звучит откуда-то издалека. Как правило, убирание мути положительно сказывается на треке, поскольку диапазон составляет большую часть мощности сигнала, и после того, как муть убрана, общую громкость трека можно поднять. Диапазон частот примерно 1 кГц - 3.5 кГц - средние, с ними надо также поосторожнее, очень легко перекрутить. От 4 до 10 кГц располагается нечто, что можно назвать "высокими", по крайней мере они уже так воспринимаются. Диапазон 7-8 кГц - весьма критическая полоса, как правило в ней находится пик "восприимчивости" акустических систем, и обычно с этим диапазоном борются "де-ессеры" (de-esser) - устранение перегрузок буквы "с" на треках вокала. Далее 10 кГц располагается нечто "субтильное", т.е. как привычные высокие оно уже вряд ли воспринимается, а скорее "добавляет воздух" в фонограмму. Весьма опасный диапазон, перекручивать его не рекомендую хотя как правило тракты записи сильно "давят" данные частоты, и они нуждаются в корректировке. Подавляющее большинство людей не слышат частоты выше 13-14 кГц, так что рассмотрение диапазонов на этом позволю себе закончить. :-) Как со всем этим разобраться?Программные графические эквалайзеры как правило имеют экран, где можно посмотреть границы настраиваемого диапазона наглядно. Я сначала поочерёдно прибираю басы с мутью, добиваясь более-менее приемлемого результата. Затем выкатываю полосу 4-9 кГц (высокие), поскольку обычно в трактах записи эти частоты несколько теряются. Затем самую чуточку экспериментирую со средними, как правило их тоже нужно немножко поднять для компенсации поднятых высоких. И в финале приподнимаю (если это необходимо) "воздух" после 10 кГц. Возможно вам не придётся всего этого делать, если попадётся качественная звуковая карта, но я в этом уверен мало. Просто доверяйте своим ушам, но не забудьте про перегрузки. :) Иногда в треках присутствуют нежелательные "всплески" энергии, которые могут происходить по разным причинам, например, при записи вокала или живых инструментов. Это нехорошее явление лучше скорректировать ограничителем (limiter) или компрессором (compressor). В общем, готовый трек должен быть сбалансированным по частотам и без излишних "громких" пиков, тогда при сведении всей фонограммы её громкость будет подниматься незначительно с добавлением каждого трека. Для некоторых стилей, например pop, rave, techno и им подобных иногда используется очень активная компрессия, например, басов и ударных - в результате финальный трек звучит мощно и долбит по ушам, чего, собственно, обычно и добиваются. Сведение треков.На рынке полно мультитрековых редакторов, но самый лучший для любителя, наверное, всё-таки Sonic Foundry Vegas. В нём есть всё что надо, и ко всему прочему очень удобный и интуитивно понятный интерфейс, а также поддержка DirectX плагинов, что при хорошем процессоре открывает просто огромные возможности для экспериментаторства. Итак, треки готовы, очищены, и отстроены по частотам. Если смотреть с точки зрения поп-музыки (а именно в этом стиле я обычно и работаю), то самые главные партии - это ударные, бас и ритм-секция. Их правильный баланс решает практически всё. Впрочем, то же самое касается подавляющего большинства стилей. Басы и ударные должны звучать чётко и не мешать друг другу, а ритм-секция - подчёркивать хорошо сведённые ударные и басы. :) Самое распространённое заблуждение - "всё должно звучать на одной громкости". Действительно, в паре SoundForge-Vegas имеются инструменты для того чтобы, например, выставить одинаковую относительную громкость для каждого трека (именно относительную для человеческого уха, а не абсолютную). В результате получится полный бред, потому что наши уши далеко не одинаково восприимчивы к разным частотам. Тут придётся положиться на собственные уши, и вот здесь очень скоро выяснится, есть ли у вас талант к микшированию... Сводить треки нужно поочерёдно, после каждого нового трека слушать композицию ещё раз и корректировать уже выстроенные треки. Неплохим подспорьем может служить способ "прослушивания на разной громкости". Просто крутите ручку громкости на акустике и редактируете треки, которые вдруг начали "вылазить" или, наоборот, потерялись в общей мешанине. Из-за нелинейности в трактах усилителей это обязательно начнёт происходить, но если вы, так сказать, "подлатаете" данный эффект, то в результате фонограмма будет звучать хорошо на большинстве систем. Полезно периодически отдыхать от сведения - сказывается феномен подстройки уха. Я обычно, возвратившись после чайку к фонограмме, обнаруживаю, что её чуть ли не на 30% надо перемикшировать. Если имеется несколько акустических систем, полезно послушать фонограмму на всех - это может навести на кое-какие новые мысли.
Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей
©2002, Анатолий Савенков
Комментарии
↑ к началу комментариев ↑↑ к началу страницы
Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10. Добавить комментарий
Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||