Мысли о носителях звука
Эта статья - как бы квинтэссенция всех
моих знаний и личного опыта в работе с различными звуковыми носителями.
Всё, что я здесь скажу - правда, от начала до конца, места в которых я
сомневаюсь будут отмечены особо. Затронуты лишь носители с почтенной
историей.
Пластинки (винил, vinyl)
Если не ошибаюсь, пластинка - пионер в
области "звуконосительства". В раннем возрасте она собственно и не была
пластинкой - это был восковой валик, но принцип колеблющегося
звукоснимателя прошел через всю историю пластинок. Пластинка сделана из
винила, на которой механическим путем нарезана спиральная канавка, профиль
которой соответствует звуковым колебаниям. По этой канавке во время
воспроизведения бежит игла, колеблясь в соответствии с профилем, "снимая"
звук, который из механических колебаний преобразуется в электрические и
далее поступает на усилитель с колонками. Вроде бы всё просто и доступно.
Стоит отметить, что не каждая пластинка нарезается заново - сначала
изготавливается металлический образец, с которого уже штампуют винил. Чем
же хороши пластинки? В принципе - ничем. Просто они долгое время были
относительно простыми в изготовлении. Кого может радовать треск после
первого десятка проигрываний? На самом деле, треск присутствовал даже на
абсолютно новой пластинке - уже при записи попадали пылинки и прочая
дребедень. Пластинку легко поцарапать, после чего слушать её становится
совсем невозможно. Пластинки деформируются от повышенных температур а также
просто так - от древности или слежалости в куче своих собратьев. В общем -
вряд ли стоит слушать доводы в пользу пластинок - их просто не может быть
(реальных по крайней мере) и историю пластинок можно считать закрытой и
положенной на полку...
Магнитные ленты (magnetic tapes)
История магнитных лент достаточно
солидна, учитывая то, что они существуют до сих пор. Учитывая все их недостатки они всё же продолжают
оставаться самыми удобными и дешёвыми носителями звука с возможностью
записи (чего не скажешь о пластинках и долго нельзя было сказать о
компакт-дисках). Принцип записи достаточно прост: используется
ферромагнитная лента, обладающая свойством намагничиваться и
размагничиваться при воздействии магнитных полей. Если в пластинке звук
записывался "в профиль" канавки, то в магнитной ленте он "прячется" в
участках с различной намагниченностью. Для записи достаточно протянуть
ленту вдоль записывающей головки с определенной скоростью - она
намагнитится в соответствии со звуковым напряжением, подаваемым на головку.
При воспроизведении - наоборот: лента протягивается с той же скоростью мимо
воспроизводящей головки, которая преобразует переменное магнитное поле в
электрические колебания и далее как обычно - усилитель с колонками. Чем же
я намерен "разгромить" магнитные ленты? :) Недолговечность: ленты
подвержены саморазмагничиванию со временем, причем оно не столь велико -
от примерно двадцати лет в зависимости от качества ленты. Ленту можно размагнитить и
совершенно случайно, положив её на колонку или телевизор - в общем, в
магнитное поле достаточно большой величины. Если лента рвётся - это
фатально, и склеить её так, чтобы это было совершенно незаметно на слух,
уже не удастся. То же самое если ленту "зажевал" магнитофон. Ленты
растягиваются, что искажает звук. Самая страшная головная боль - настройка
головки в магнитофонах, т.к. обычно полностью настроить её не удается, да и
где гарантия, что прослушиваемый вами материал не был записан на
магнитофоне с плохо настроенной головкой... То же самое со скоростью
движения ленты - никакими надёжными способами контролировать эту скорость
не удается, всё зависит от настройки электродвигателя магнитофона.
Следующая болезнь магнитофонов: детонация, связанная с неточностями
настройки лентопротяжного механизма, стоимость которого в фешенебельных
магнитофонах достигает половины стоимости самих этих магнитофонов.
Детонация весьма унитазно сказывается на качестве звука. Магнитные ленты
обладают большим уровнем собственных шумов, снизить который позволяют лишь
хитрые системы типа Dolby, да и то с горем пополам. Единственное уже
упоминавшееся достоиство лент - возможность многократной (хотя не слишком
:) перезаписи и низкая стоимость носителей (в настоящий разумеется момент).
Поэтому компакт-кассеты пользуются большой популярностью до сих пор.
Катушки, хотя и обеспечивавшие достаточно высокое качество звука, вышли из
употребления прежде всего из-за неудобств, связанных с их мучительной
заправкой в магнитофон. Ну и конечно появились новые носители,
обеспечивающие гораздо более высокое качество, нежели катушки,
использовавшиеся в основном в студийной практике как мастер-ленты. Я не
затрагиваю DAT-кассеты, где тоже используют магнитную ленту, но эта техника
цифровая и сюда мягко говоря "не лезет" - другая
песня.
Компакт-диски (CD, Compact Disc)
До сих пор считается, что стандарт на
компакт-диски - один из самых удачных примеров кооперации нескольких
компаний-гигантов (в т.ч. SONY и Philips). Этот стандарт достаточно удачен
во всех своих технических решениях, поэтому компакт-диски существуют уже
около 20 лет и совершенно не собираются сдавать свои позиции. Можно много
спорить, чего такого можно было улучшить в этом стандарте и чего ухудшить -
но надо же когда-то приходить к общему мнению! Появившись, компакт-диски
сразу же "убрали" всех своих конкурентов, которым пришлось понуро
расступиться, т.к. CD - первый звуконоситель, обладающий качеством,
"запредельным" для человеческого уха со средними характеристиками. Т.е.
средний человек, не обладающий особыми аномалиями в ушах, не нуждается в
более совершенной технике - качество CD превосходит его "ушные"
способности, чего бы там не кричали многие неуравновешенные личности.
Компакт-диски в идеале вечны (если не истязать их механически). Информация,
записываемая на них - цифровая, поэтому на качество звучания влияет только
проигрыватель ("записыватель" тоже конечно, но тут всё зависит от
изготовителя). Принцип записи/воспроизведения весьма сложен, так что я
оставлю его описание более громоздкой технической литературе. Все
недостатки предыдущих носителей, как звуковые, так и пользовательские,
самоликвидированы. В общем - чего сказать, господа - вот оно, счастье!!!
:-) Хотя и не предусматривалась возможность записи на CD в бытовых
условиях, в последнее время это стало возможным с помощью компьютеров.
Только зачем? Для бытовой записи хватит и кассет, а профессионально
записываться дома... Просто не нужно.
Минидиски
(MiniDisc)
Нельзя назвать
минидиски особо крутой вехой в истории звуконосителей, но всё же их
наверное стоит упомянуть, т.к. фирме SONY удалось здорово поднавязать эту в
общем-то не особо качественную технику людям... Запись на минидиски тоже
цифровая, но с использованием сжатия данных (не зря минидиски такие
маленькие - задаром ничего не дается :). Сжатие там сродни mp3, поэтому
нельзя назвать эту технику "студийно качественной". Парадокс в том, что
рекламная кампания минидисков как раз это и утверждает, более того, люди в
это ещё и верят. Мне собственными ушами приходилось "расслышивать" на
записи с MD весьма различимые искажения, связанные с довольно низким битрейтом формата ATRAC. Разумеется, это получше кассет и пластинок, но уж никак не
дотягивает до CD (а ведь я не считаю себя суперпрофессиональным
слухачом-экспертом!). К тому же неожиданно вернулась низкая надёжность:
минидиски весьма подвержены порче, да и запись на них уж явно не
вечна. Так что думайте сами, решайте сами...
Данная статья писалась сравнительно давно, и сейчас (2004) SONY представляет новые типы носителей MiniDisc -
1Gb, на которые можно вести запись как в формате ATRAC (SONY), так и в привычных mp3, и даже просто PCM. Кроме этого, данные носители можно
использовать для простого переноса файлов. С ними я связываю достаточно большие надежды - довольно приятно иметь в кармане компактный
проигрыватель/рекордер, который можно ещё и подключить к компьютеру, и накидать на него файлов. А запись в PCM позволяет делать качественнейшие
файлы. Так что, MiniDisc реабилитировался. :-)
UPD: статья о цифровом звуке - Аналог vs Цифра: бой, которого не было.
Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей
©2001-2004, Анатолий Савенков
опубликовано: 11.08.2006
комментариев: 24
список статей в категории
Комментарии
↑ к началу комментариев ↑↑ к началу страницы
Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный
код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев
для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов.
На текущий момент осталось комментариев:
10.
Добавить комментарий
Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных.
Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.