SaAnVi.Ru - пародии - фотоприколы - банная - политота - компота - житота | сцылки - блог - думы - рецензии - поржать - фотосеты - поддержать (50%) |
популярные посты ▶
|
Подключение автомобильного аккумулятора (АКБ) к ИБПDelta - аккумулятор, который не смог (UPS, ай дид ит эгейн) Тема не новая, задумался я об этом после того, как очередной "модный" тяговый недешёвый аккумулятор (на фото), еле как отслужив два года, почил в бозе. Причём намертво; при минимальной нагрузке ИБП держит всего 10 секунд, после чего уходит в отключку. Что с ним такое приключилось - неясно; впрочем, ясно то, что в последнее время покупать тяговый аккум - затея безблагодатная. Заявленные сроки службы по 10 лет - несусветное враньё; самые лучшие 7 А*ч от "моднявого" когда-то CSB служили у меня максимум 5 лет, и то последний год в режиме "умученная лошадь". Это, правда, относительно "мелкие" батареи; для более серьёзного бесперебойника я покупал аж 50 А*ч (до сих пор помню ту боль от цены). И эти самые 50 А*ч отработали еле как два года! Затем были два раза по 17 А*ч, тоже (на костылях) протянувшие каждый по два года. А затем я задумался, не лох ли я. Производители тяговых аккумуляторов и ИБП распространяют множество "страшилок" по поводу использования автомобильных (стартерных) аккумуляторов в источниках бесперебойного питания (как обычных "компьютерных", так и более продвинутых - для газовых котлов и т.п.). Полагаю, это банальный сговор, ведь если применить буквально школьные знания, можно понять, что ничем таким опасным это дело не грозит. Да и различий между тяговыми и стартерными аккумуляторами откровенно немного. А в некоторых случаях их почти что и нет (современные автомобильные АКБ гелевых и прочих кальциевых типов значительно меньше боятся разряда, чем "дедовские" малосурьмянистые). Проблемы кипения электролита также сведены к минимуму (а где-то ещё и рекомбинация делается). Кстати, народ замечал, что в "якобы тяговых" аккумах дешманских производителей электролит очень даже прекрасно выкипает, несмотря на "типа необслуживаемую" конструкцию (дырдочка для аварийного стравливания всё равно есть). Кстати, то же касается мифа о том, что тяговые аккумуляторы для ИБП можно эксплуатировать в любом положении. Подмечено, если специально перевернуть аккумулятор вверх дном и какое-то время эксплуатировать - дождёшься "потопа" почти гарантированно. Если присмотреться, современная автомобильная АКБ - такая же необслуживаемая вещь, как и тяговый аккумулятор. И её нафиг не надо обслуживать, если эксплуатация более-менее правильная и ненапряжная. А стоимость - вдвое-втрое меньше для той же ёмкости. Теперь ближе к основным страшилкам и мифам. Страшилка первая: ИБП не сможет зарядить автомобильный аккумулятор полностью. И это правда! Дело даже не столько в меньших токах зарядки, на которые обычно рассчитаны компьютерные ИБП (хотя более серьёзные бесперебойники и большими токами баловаться вполне умеют). Дело в том, что 99% бесперебойников (все, которые видел лично) держат аккумулятор в так называемом "буферном" режиме. А именно - в диапазоне напряжения 13.6-13.8В. Полная зарядка АКБ специализированными зарядниками - это около 14.6В в конце. А бесперебойник "догонит" до 13.6В и успокоится. Аккумулятор, при этом, будет заряжен где-то на 80%. Кому от этого хуже, если, например, вы используете АКБ ёмкостью 65 А*ч? 50 А*ч у вас всё равно будет, это огромная ёмкость, которая позволит питать небольшую нагрузку часами. Страшилка вторая: выделение водорода при кипении электролита, который весь как взорвётся от любой искры. Исходя из первой страшилки, выделения-то и не будет, поскольку мы не догоняем зарядку до 100%. Плюс, в современных АКБ эффект сведён к минимуму. Плюс, для "взрывания" водорода его должно накопиться столько, что и 10 аккумуляторов не хватит. Короче - вообще мимо. Страшилка третья: ИБП приучен разряжать тяговый аккумулятор чуть ли не в ноль, а для обычной автомобильной АКБ такое губительно. И да и нет. Все виденные мною ИБП мониторят разрядку аккумулятора по напряжению на нём. Типичные цифры: сигнализация низкого заряда - 11.2В и менее, отключение нагрузки - 10.2В. Согласно многим инструкциям, минимально допустимое напряжение АКБ - 10.5В. Это напряжение, после которого аккумулятор вполне себе восстанавливается нормальным зарядником. "Смертельное" - ещё на вольт ниже. Но ситуации, когда аккумулятор будет "высосан", может и вообще не произойти, если отключения электроэнергии в вашей местности в основном кратковременные. И вишенка на торте: аккумулятор восстанавливается как раз малыми токами в конце заряда, а ИБП и так держит аккумулятор в буферном режиме - то, что надо! Конечно, АКБ будет деградировать с каждым "полным" разрядом/зарядом (да и просто со временем), но этот процесс не менее выражен и у тяговых аккумуляторов. Зато стартерные (напоминаю) вдвое-втрое дешевле. Выбор очевиден. Страшилка четвёртая - самая обоснованная. Длительность работы инвертора ИБП при работе от батареи. В простых компьютерных бесперебойниках подразумевается, что прибор "держит" нагрузку минут 5-7, а потом отключается. За это время элементы схемы не успеют перегреться, и на охлаждении можно здорово сэкономить. В нормальных ИБП, сразу рассчитанных на питание от ёмких батарей, этого недостатка не наблюдается. А для "убогих" можно сконструировать дополнительное охлаждение (чаще всего оно ограничивается банальным компьютерным кулером, направленным на элементы инвертора, примеров в сети - вагон и маленькая тележка). По поводу схем зарядки у ИБП: как правило, они рассчитаны на определённый ток (не слишком большой), и там перегреваться особо нечему. Просто, как упоминалось ранее, "ёмкая" АКБ будет в постоянном недозаряде. На который всем - правильно - пофиг. В общем, я взял в сарае убитую (но кальциевую) автомобильную АКБ на 65 А*ч, за неделю "вытренировал" её на разряде-заряде специализированным зарядником и воткнул к домашнему ИБП, который питает кабель обогрева воды, насос отопления и небольшой сервачок из неттопа. И этот убитый аккумулятор, которому лет семь, держит подобную нагрузку в течение часа просто влёгкую. Да, аккумулятор убит наполовину, а то и больше. Но он всё равно круче, чем "суперсвежий" тяговый на 17 А*ч за тонны денег... Давно пора было сделать так, наплевав на дурацкие "страшилки", и не тратить попусту деньги, время и нервы. По сути, если у вас имеется автомобиль с АКБ, при замене аккумулятора можно спокойно ставить старый на ИБП - он проработает там ещё 3-4 года.
©2024, Анатолий Савенков
Комментарии
↑ к началу комментариев ↑↑ к началу страницы
Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10. Добавить комментарий
Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||