SaAnVi.Ruпародиифотоприколыбаннаяполитотакомпотажитота вкладка меню  сцылкиблогдумырецензиипоржатьфотоотчётыподдержать (0%)
^
Читаешь?
Интересно?
Поддержи.
SaAnVi.Ru
музыкальные приколы
фотоприколы / банная
политота / компота
житота / сцылки
блог / думы
рецензии на фильмы
тексты на поржать
фотоотчёты
Don't speak Russian?В избранноеПодписка РейтингАктивностьПоддержать (0%)

последние запросы

Яндекс поискпоиск Яндекса по сайту

нафигатор
*Музыка
Приколы, пародии, переделкиПесенки-чудесенкиПриколы (прочее)Авторский инструменталАвторские песниМинусовки (HiFi)Минусовки (LoFi)Минусовки (избранное)СаундтрекиZX SpectrumMODsMIDI
 
*Фото, рисунки
ПриколыБаннаяКарикатурыЖивотныеБелкиНасекомыеНебоЦветы, растенияПриродаКрасноярскРазноеФотоотчётыТрансляцииОбои (1280x1024)Обои (1680x1050)Обои (FullHD)СтокМоё
 
*Статьи
СмешноеРецензии на фильмыОбзорыЗвукСофт, комп, инетФотоСлова к песнямРецептыРазноеОчумелые ручкиЯндекс.ДиректФинансыИстории моей жизниДомостроениеОт других авторовПолитотаКомпотаЖитотаСцылкиВопросы по компьютеруВопросы по звуку
 
*Программы
Battle Ship DeLuxePut The BlockPrometeusNetZhopSpectrAnsDCAD
 
*Рингтоны
 
*Рейтинги
ОбщийМузыкаМинусовкиФотоСтатьиБлог
 
*Об авторе и сайте
АвторыЧаВоКонтактыБлогДумыАктивностьЮзерыКЖПСсылкиХостингКартаПоддержать сайт (0%)Горячие поклонники

 

блогЪ
одномоментные думы
последняя трансляция

16.04.2024 "Лучшие" блоггеры Красноярска не шмогли

15.04.2024 Aerocool, Дюна, глитчи

08.04.2024 уяуслуги, мыши, мордокнига

02.04.2024 Сбер и "Спасибо": ничего не меняется

01.04.2024 ВК, Ютуб, боты

25.03.2024 ньюс, буря, коньки

21.03.2024 ВРПВ: Навальный, Астафьев

19.03.2024 DNS: проверяем товары тщательней

18.03.2024 HDD, Зингельшухер, Крокус

12.03.2024 Спамер-идиот

весь блог ▶
популярные посты ▶

 

подпишизь

RSS новости RSS комментарии

Техника записи с микрофона

По работе и просто при развлечениях мне очень часто приходится производить запись с микрофона. В общем-то ничего такого странного, но мои записи (по отзывам слушателей) звучат вполне неплохо для полупрофессиональных экспериментов. Ещё больший ужас вызывают сведения о том, что в своих изысканиях я пользовался в основном ультрадешёвыми микрофонами - были и конденсаторные компьютерные, на подставке, и караоке за 100 рублей, и какого короче только... Секрет прост: я очень долго экспериментировал со звуком, а также имею некоторые познания в обработке сигналов (полученные мною на Радиотехническом факультете КГТУ). Данная статья - не пошаговое руководство к действию, а только "общие моменты" и всяческая информация, могущая сподвигнуть начинающих экспериментаторов к свершениям. Если вам станут непонятны некоторые технические слова - добро пожаловать в другую мою статью - словарь мультимедийных терминов. Подчеркну, что здесь будет рассматриваться техника записи и последующая обработка именно для микрофонов средне-плохонького качества, т.е. классом не выше чем микрофоны для т.н. "караоке" (обычно от LG или Samsung). И даже хуже. :-) Кроме всего прочего, я рассматриваю в основном запись вокала. Хотя мои наработки пригодны и для записи инструментов (подробнее об этом - ниже), сам я пользуюсь ими только для записи голоса. Я буду упоминать о достаточно большом количестве программного обеспечения без соответствующих ссылок - они просто могут устареть, да и найти сейчас программу, зная её название - не проблема.

Основные этапы записи.

Дабы упорядочить хаотичные скачки моих мыслей, я решил разделить статью на основные разделы. Не скажу, что данное деление процесса записи - чисто мое изобретение, однако думаю, так поступает большинство звукорежиссёров и продиктовано такое лишь здравым смыслом, а не какой-то догматической литературой. Естественно, коль скоро я сам задействую компьютер в процессе записи, то и статья ориентирована на компьютерную запись и обработку. Итак, основные этапы:

  • подготовка к записи
  • запись
  • обработка перед шумопонижением
  • понижение (устранение) шума
  • обработка после шумопонижения

Может показаться, что я уделяю слишком много внимания шуму, но в случае некачественных соединительных шнуров у микрофонов (а какие ещё могут быть шнуры у плохих микрофонов? :) и не очень качественных звуковых карт шум становится серьёзной проблемой, однако я могу заверить вас: бороться с ним можно. Единожды записав звук в цифру в дальнейшем его можно вертеть как угодно и производить просто чудеса - надо всего лишь знать, что цифровые технологии обработки звука далеки от аналоговых и цифровой материал значительно более податлив для разнообразных музыкальных извращений. Рассмотрим же этапы по отдельности.

Подготовка к записи.

Итак, для получения приличного качества вам потребуется: микрофон, звуковая карта и редактор звука (читай - SoundForge, лучше и не придумаешь). Микрофоны бывают в основном двух видов: динамические и конденсаторные. Интересный парадокс: в различных комплектах со звуковыми картами и просто как аксессуары к компьютеру продаются в основном конденсаторные микрофоны. В комплектах к полупрофессиональной аппаратуре и караоке - динамические. В студийной же практике конденсаторные микрофоны используются куда более часто, чем динамические. Опишу различия. Динамический микрофон - пассивное устройство, т.е. для его работы не требуется внешний источник питания. Обычно динамические микрофоны имеют быстро убывающую с расстоянием чувствительность, т.е. при удалении от микрофона сантиметров на двадцать ничего нормального уже не запишешь. Конденсаторный микрофон - активное устройство, и для его работы требуется питание. Обычно трехконтактные разъемы у звуковых карт рассчитаны на конденсаторные микрофоны, и на третий контакт подается напряжение для их работы. Чувствительность у конденсаторных микрофонов обычно выше, и убывает с расстоянием меньше. Более того, для получения хороших результатов запись на конденсаторный микрофон надо производить с почтительного расстояния хотя бы в несколько сантиметров.

Пара слов о звуковой карте. Сегодняшние звуковые карты обычно годны для нормальной записи. Они имеют достаточно низкий уровень собственных шумов и хорошие аналогово-цифровые преобразователи. Конечно, они далеки от совершенства, но кто скажет, что в профессиональном аппарате АЦП во столько же раз лучше, во сколько профессиональный сэмплер стоит дороже обычной звуковой карты класса SB AWE64? ;)

Звуковой редактор для меня был, есть и, видимо, в обозримом будущем будет, Sonic Foundry Sound Forge. Этот редактор предлагает очень хорошие инструменты редактирования звука, от простых (типа повышения/понижения громкости) до мудреных вроде качественного ресэмплирования на другую частоту выборки. С использованием некоторых DirectX plugins возможности SoundForge по обработке звука просто безграничны. В общем, не разглагольствуя: все последующие советы и размышления будут даваться со ссылкой на этот редактор. Если вы планируете многодорожечную запись (например, накладывать голос на музыку, и неоднократно) - вам также понадобится многодорожечный редактор типа Sonic Foundry Vegas (рекомендую Steinberg Nuendo, но это дьявольская штучка ;), однако он будет использоваться только в качестве магнитофона и его рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Итак, всё это вы имеете. Теперь надо разобраться с типом микрофона, подключить его как полагается, настроить уровень записи - и вперёд. Замечу, что мне попадались динамические микрофоны, которые, хоть и имели приличный вид и стоили немало, оказывались неприемлемыми для записи, ибо у них была просто некачественная мембрана. Если микрофон после подключения к усилителю "бубнит" (т.е. не воспринимает высокие частоты) - ничего с ним сделать уже не удастся. Все конденсаторные микрофоны, попадавшиеся мне, включая и мой на подставочке, не страдали таким недостатком. Однако динамические микрофоны обычно имеют более или менее экранированный шнур, а вот конденсаторные для компьютеров похвастаться этим как правило не могут - отсюда больший уровень шумов. Для меня особой разницы нет - пробовал и те, и эти. Описываемая мною технология одинаково хорошо работает с обоими типами микрофонов.

Воткнуть микрофон в звуковую карту обычно проще простого - вход как правило всего один. Чаще (но не всегда) вход рассчитан на оба типа микрофонов. Впрочем, небольшой эксперимент покажет что к чему. Если при подключении конденсаторного микрофона ничего не слышно (тривиальные операции с микшером опустим :) - значит, не судьба. Динамический же микрофон подходить должен всегда.

Об уровне записи. Желательно выводить его чуть-чуть ниже значения, при котором возникает перегрузка. В SoundForge и подобных существуют индикаторы для контроля за уровнем записи. Говорите (или пойте) в микрофон на той громкости, на которой будете записываться, и следите за уровнем, уменьшая или увеличивая уровень записи на микшере. Как только достигнете перегрузки - уменьшите децибела на три и будьте в дальнейшем спокойны. Кратковременные перегрузки во время записи (обычно при чрезмерно активном произнесении звуков "п" и "б") не страшны и впоследствии корректируются.

Вопреки мнениям некоторых беспокойных людей замечу, что запись вокала можно производить не на 44 кГц, а вовсе даже и на 32 кГц, экономя при этом место. При такой частоте выборки максимальная воспроизводимая частота - 16 кГц, что для голоса вполне приемлемо. Если уж так понадобится, впоследствии можно перевести из 32 в 44, хотя толку в этом и немного. Многодорожечные редакторы (Vegas) обычно поддерживают сведение треков с различными частотами выборки.

Запись.

Произведите настройку уровня записи, как было описано выше. Если у вас динамический микрофон, который обычно держится в руках, старайтесь не болтать им во время записи, чтобы шкрябания по корпусу микрофона и вибрации от раскачивающегося шнура не попадали в запись. Если конденсаторный на подставке - надо установить его на абсолютно неподвижную поверхность, причем подальше от компьютера - не забывайте, что конденсаторные микрофоны чувствительны и шум от винчестеров и вентиляторов запросто проникнет в запись. Вообще же старайтесь производить запись в нешумном помещении, закройте форточки. Не располагайте шнуры микрофонов близко к сетевым шнурам (в частности, компьютерным) да ещё и параллельно - иначе наведутся сетевые помехи. Для динамического микрофона расстояние от источника звука до головки должно быть как можно меньше - выбирайте экспериментальным путем. При слишком маленьком расстоянии могут начаться нелинейные искажения, хорошо заметные на слух. Для конденсаторного - начальное положение источника около 7-8 см. от головки и далее - ближе скорее всего будут значительные искажения и запирания. Во время записи старайтесь не слишком активно произносить "нехорошие" звуки типа "б", "п" а также не выделяйте шипящие "с", "ш", "щ" - с ними потом намучаетесь, хотя и это устранимо. Поверьте, научиться "аккуратно" говорить и петь в микрофон - можно!

Обработка материала перед шумопонижением.

Запомните: всё, что можно делать со звуком до шумопонижения - это мучить его эквалайзером. Никаких ограничителей, компрессоров и прочих вещей, нелинейно влияющих на звук. Выведите любым подручным эквалайзером полученный звук до приемлемой кондиции (полагайтесь, как и всегда, на ваши уши!). Эквалайзеров полно как в самом SoundForge, так и в виде плагинов к нему. Особо они ничем не отличаются и рекомендовать какой-то один смысла наверное не имеет, да и родные у SoundForge вполне подходят. Я намеренно не стал затрагивать в разделе записи проблему смещения по постоянному току (DC offset), ибо после записи эту проблему можно устранить эквалайзером, совместно с убиранием части неслышимых и ненужных в материале частот ниже 20 Гц. Просто убираете всё ниже 20 Гц. Затем я обычно всего лишь "прибираю" или, наоборот, "выкатываю" низкие и высокие частоты (меньше 200 Гц - район 8 кГц) - и довольствуюсь этим. Но, пользуясь случаем, хочу сподвигнуть вас на эксперименты - доверяйте только своим ушам! После того как результат вас устроит - сделайте нормализацию (normalize) всего записанного файла, но не до нуля dB, а до -3 dB для того, чтобы оставить пространство для последующих изысканий. Материал готов к деликатной операции удаления из него шума.

Попутное примечание

Старайтесь везде, где это возможно, включать DirectX plugins в последовательные цепочки обработки (в SoundForge это позволяет делать Audio plug-in chainer). Это позволит избежать значительного накопления ошибок квантования в звуковом файле, ибо во время всей цепочки преобразования и до самого конца редактирование будет производиться в 32 битах. Если производить обработку каждым плагином последовательно, то при каждом конвертировании результата обратно в 16 бит будет накапливаться ошибка. Замечу, что сейчас существует тенденция переходить на запись в 24 бита (SoundForge давно поддерживает этот формат). Правда и памяти для такой записи нужно вагон и маленькая тележка.

Понижение (устранение) шума.

Существует два алгоритма: устранение шума посредством порогового устройства, которое не пропускает на выход сигнал ниже некоторой заданной амплитуды и пропускает все оставшееся, и спектральная фильтрация. Кроме быстроты, первый способ не имеет никаких преимуществ, а только одни недостатки: шум как таковой устраняется только в паузах и остается в самом материале, поэтому если уровень шума приличный, этим методом пользоваться нельзя. Спектральный метод наиболее совершенный, однако чтобы пользоваться им необходимы некоторые знания в области спектрального представления сигналов, в частности, преобразование Фурье. Как и обычно, всё можно приблизительно объяснить в двух словах. :) Сначала берётся некоторый "образец" сигнала, содержащий только шум (для работы спектрального шумопонижения необходим именно шум, который содержится в первоначальном материале, и никакой другой!). При этом шум должен быть обязательно постоянный и не содержать в себе побочных звуков типа случайных скрипов, щелчков и прочего - такое "чистое" место всегда найдется, а при записи с микрофона шум как правило и есть постоянный, хотя и содержит в себе много составляющих (от сети, радиопомехи, помехи внутри компьютера и прочее). Выбранный шум анализируется программой (Sonic Foundry Noise Reduction plugin например - лучше и не бывает) посредством преобразования Фурье, на основании которого строится так называемый noiseprint, или "шумовой отпечаток" - "спектральный вид" шума. Noiseprint позволяет программе в дальнейшем пройтись по всему звуковому файлу и уменьшить шум на заданное количество децибел посредством вычитания спектра шума из полного спектра сигнала (на деле используется не вычитание, но именно так легче всего понимать этот процесс). Таким образом, конечный результат вообще не содержит первоначального шума, если убрать его на очень большое количество децибел (70-100). Однако существует другая опасность: вместе с удалением шума могут удалиться и полезные гармоники, если они "близки" к шуму, и звук приобретет звенящую окраску. Поэтому необходимо каждый раз тщательно подбирать значение движка "Reduce noise by... dB" (уменьшить шум на... dB). Я обычно после снятия noiseprint'а с сигнала просто тренируюсь на том же шумном участке, и когда удаляемый шум заходит за -60 dB - считаю, что дело сделано. На деле можно двигать шум и далее - до -80 dB, если не возникает особых артефактов. После того, как спектральное шумопонижение пройдется по файлу, нелишне будет в режиме увеличения пробежаться по графическому представлению звукового материала и вручную поудалять все нехорошие места в виде случайных всплесков и щелчков, или "придыханий" между словами, если они неестественны или не нужны. В финале необходимо пройтись по всему материалу обычным пороговым шумопонижением с порогом чуть выше уровня оставшегося шума, чтобы удалить шум в паузах совсем. После этого материал готов к финальной обработке. Если записываемый сигнал не является речью - на данном этапе обработка вообще заканчивается и материал готов к употреблению.

Обработка материала после шумопонижения.

Довольно важная часть в обработке речи - выравнивание громких и тихих звуков. Человек не может петь или говорить идеально ровно - громкость голоса меняется от слова к слову, от буквы к букве, некоторые слоги малоразличимы... Особенно это проявляется в песнях, когда разборчивости речи мешает музыка, и необходимо "уравнять" громкие и тихие места в вокале, чтобы потом можно было поднять общий уровень вокала относительно музыки без перегрузок. На помощь приходит компрессор - устройство, используемое с тех пор, когда персональных компьютеров ещё не существовало. Разумеется компрессоры давным давно с успехом моделируются на компьютере, так что сейчас существует большое количество плагинов-компрессоров. Вопреки ожиданиям, хочу сказать, что встроенный в SoundForge компрессор - гадость, вот уж и не знаю, почему. Он очень плохо обращается с перегрузками и порой производит ужасные на слух вещи. Я пользуюсь Waves AudioTrack (AT) плагином. Он содержит в себе пороговый шумодав и компрессор в одном флаконе. Таким образом его можно использовать сразу после спектрального шумопонижения и устранения мелких пакостей. Компрессор работает обычно так: выше некоторого значения он уменьшает значения сигнала в заданное количество раз, а сигнал, находящийся ниже этого значения, оставляет без изменений. Таким образом динамический диапазон сигнала сужается, пики уменьшаются а тихие места становятся громче. Результат - выровненный сигнал, хорошая разборчивость. Как правило хорошо работают настройки по умолчанию самого плагина, остается только корректировать их по вкусу.

Но это ещё не всё. Мы забыли про гадские звуки "п", "б" и их шипящих собратьев по алфавиту. Сразу скажу, что с "п" и "б" бороться довольно сложно, поэтому лучше следовать совету не акцентировать их при записи. У SoundForge среди всевозможных плагинов есть плагин, пытающийся удалить зарвавшиеся "п" и "б", как впрочем и шипящие, но делает он это откровенно фигово. Waves AudioTrack compressor хорошо справляется с "п" и "б", но тоже в разумных пределах. А вот с шипящими вполне прилично обходится Waves DeEsser plugin. Его задача - уменьшать амплитуды частот в заданной узкой полосе. На деле у DeEsser'а всего две установки: центр полосы в герцах и количество dB, на которое он будет отклонять частоты. И то, и другое находится только экспериментальным путем. Запишите продолжительный звук "с" со своего голоса (или с голоса того, кого пытаетесь записать) в файл, затем выделите часть из этого звука и проанализируйте его спектральным анализатором SoundForge. Вы увидите ярко выраженный горб в районе 5000-9000 Гц в зависимости от характеристик вокалиста. Частота, на которой располагается вершина горба, и есть частота, которую необходимо отклонять. Децибелы также выбираются опытным путем - чтобы не свистело, но и не было похоже на то, что вокалисту выбили два передних зуба. В который раз здесь лучше полагаться на собственные уши. Со звуками "ш" и "щ" необходимо поступать аналогичным путём, хотя, как показывает практика, проблем с ними обычно меньше.

Ну вот в принципе и всё! Я рассказал практически всю свою используемую технологию в общих чертах. Вам конечно предстоит покопаться со всем тем программным добром что я тут назвал, но по крайней мере я обозначил основные принципы обработки речи, выдвинул требования к записи в любительских условиях и много чего насоветовал - а это уже кое-что! ;)

 

Делаю мастеринг и реставрацию аудиозаписей

 

задайте вопрос по звуку, сведению и т.п. и я напишу статью

быстрые ответы на вопросы здесь - обычно отвечаю в течение суток




 отправить 

 

©2002, Анатолий Савенков
опубликовано: 07.08.2006

комментариев: 66

 

 
просмотров:
66246
глас народа:
+400 / -42
+зачёт    незачёт

голос будет учтён
в рейтинге

▶ Понравилось? Поддержи! ◀

список статей в категории

 

Комментарии

 

 

61  Анна
гость
25.11.2013 22:50
Спасибо большое, очень полезная и нужная статья!
62  Олег Воронков 1985 г.р.
гость
10.09.2015 15:51
Анатолий, к сожалению, насчёт неодинаково убывающей с увеличением расстояния чувствительности конденсаторных и динамических микрофонов Вы не правы. К слову, чувствительность одного и того же микрофона при одних и тех же настройках оборудования остаётся постоянной - с отдалением источника колебаний уменьшается звуковое давление, создаваемое им, но Ваша мысль понятна.

Речь идёт о том, что соотношение между уровнями восприятия источника на расстояниях, например, 0,1 и 10 м для любого микрофона окажется ОДИНАКОВЫМ, потому что одинаковым остаётся соотношение между звуковыми давлениями в точке расположения микрофона для обоих расстояний.

То, о чём Вы пишете, является иллюзией, вызванной более низкой чувствительностью (приходится размещать ближе) и, в особенности, менее совершенной частотной характеристикой ("суховатое" звучание и поэтому кажущаяся меньшая субъективная громкость) динамических микрофонов. Я в своё время очень поддался этому ложному впечатлению.
63  SaAnVi
tzar
10.09.2015 17:19
Звуковое давление в точке одинаковое, но воспринимающий материал разный. Конденсаторная мембрана в сравнении с той, что используется в динамических микрофонах - что лист бумаги в сравнении с листом шифера. :)
64  Олег Воронков 1985 г.р.
гость
10.09.2015 17:52
Это понятно, однако к интенсивности убывания уровня с отдалением источника колебаний это не имеет отношения. Характеристики материала мембраны будут оказывать влияние одного плана и при близком, и при далёком восприятии.

Вообразите себе два последовательно звучащих источника: один - близкий тихий, другой - далёкий громкий, и в точке размещения микрофона они дают одинаковое давление. При восприятии ЛЮБЫМ микрофоном они на выходе дадут ОДИНАКОВЫЙ уровень сигнала (в тонкости акустической обстановки, уровня реверберации и т.д. здесь вдаваться не имеет смысла - речь лишь об уровне).
65  SaAnVi
tzar
10.09.2015 20:16
Тема непростая, здесь нужно рассуждать с точки зрения линейности амплитудного восприятия устройства. Динамический микрофон хорошо выдерживает большие амплитуды, но малые в нём "гасятся" из-за менее инерционной мембраны. Конденсаторный может легко перегрузиться, но при этом хорошо воспринимает всякие мелочи. С одной стороны это вроде как чувствительность, но я полагаю, что в случае с динамическим микрофоном мы имеем дело с компрессией как высоких, так и низких уровней. А посему имеем дело с уменьшением динамического диапазона, в то время как конденсаторный линейно воспринимает уровень в большем диапазоне. Всё это в приближении, конечно.
66  Олег Воронков 1985 г.р.
гость
11.09.2015 12:48
С этим я, безусловно, согласен, хотя это не совсем то же самое, что сказано в Вашей статье. Уже потому, что, отвечая мне, Вы рассматриваете края динамического диапазона, а в статье речь обо всём динамическом диапазоне, в том числе о линейных его участках.

Я давно заметил, что при коэффициентах усиления в тракте записи, обеспечивающих одинаковый уровень сигнала с одного и того же расстояния для электретных (высокая чувствительность), динамических (низкая чувствительность) и других микрофонов общая акустическая обстановка, то есть шум окружающей среды передаётся одинаково хорошо (разумеется, с поправкой на частотную характеристику). Нелинейности проявляются лишь по краям динамического диапазона - но они достигаются нечасто и на слух ощущаются слабо.

Конечно, извините за скрупулёзность, но этот ошибочный стереотип широко распространён - я читал подобное не только у Вас, а практика доказывает обратное (пользуюсь микрофонами с детства).

 

 

↑ к началу комментариев    ↑↑ к началу страницы

 

Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10.

Добавить комментарий

* Ваше имя/ник:
E-mail:
* Комментарий:
(до 2048 символов)
введите две первые цифры из четырёх: 1884 

 

Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.

 

  

 

группа ВКонтакте Яндекс.Дзен Канал YouTube
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
EC: 1910
новостя
15.04.2024
2024-remixed: Льдинка
10.04.2024
фотоприкол: That's all folks!
05.04.2024
рецензия: Территория зла
30.03.2024
рецензия: Бременские музыканты
26.03.2024
статья: Режима показов больше нет
15.03.2024
рецензия: Кентавр
09.03.2024
рецензия: Холоп 2
03.03.2024
банная: Хата азиата
22.02.2024
рецензия: Крушение
20.02.2024
статья: ASUS System Control Interface и иже с ними
все новости ▶

 

популярЪ

1. статья: Тёплый ламповый звук и сферический винил в вакууме

2. That's all folks!

3. статья: Режима показов больше нет

4. музыкальная пародия: Винда

5. статья: Firefox: пришла пора прощаться?

6. статья: RUCELF UPI-400-12-EL: лучше, чем ничего

7. музыкальная пародия: Стоят девчонки

8. рецензия: Бременские музыканты

9. статья: Отключение ненужных служб Windows

10. Хата азиата. Фото: NETDTHC.

весь TOP ▶

 

крайние каменты

1. музыкальная пародия: Денис Иконников - You can win if you want

2. блог: Aerocool, Дюна, глитчи

3. блог: "Лучшие" блоггеры Красноярска не шмогли

4. музыкальный ремикс: Льдинка

5. блог: уяуслуги, мыши, мордокнига

6. That's all folks!

7. блог: Над ЖЖ нависла Ж?

8. блог: QIWI и Webmoney всё

9. блог: Сбер и "Спасибо": ничего не меняется

10. музыкальная пародия: Белый кот

 

на сайте
гости: 3

статистика за 10 минут

юзеры ▶
изображениезакрыть
dummy