^
SaAnVi.Ru Антон Уральский музыкальные пародии / смешное
фотоприколы / банная / фотообои
мои минусовки: HiFi / LoFi
политота / компота / житота / сцылки
блог / думы / FOREX
рецензии на фильмы
избранные минусовки
фотоотчёты
Don't speak Russian?В избранноеПодпискаРейтингАктивностьПоддержатьКЖП

последние запросы

поиск Яндекса по сайту

  
нафигатор
*Главная
*Музыка
Приколы, пародии, ремиксыПесенки-чудесенкиПриколы (прочее)Авторский инструменталАвторские песниMIDIМинусовки (HiFi)Минусовки (LoFi)Минусовки (избранное)Саундтреки
*Фото, рисунки
ПриколыБаннаяКарикатурыЖивотныеБелкиНасекомыеНебоЦветы, растенияПриродаКрасноярскРазноеФотоотчётыТрансляцииОбои (1280x1024)Обои (1680x1050)Обои (FullHD)СтокМоё
*Чтиво
СмешноеРецензии на фильмыОбзорыЗвукСофт, комп, инетФотоСлова к песнямРецептыРазноеОчумелые ручкиФинансыИстории моей жизниОт других авторовПолитотаКомпотаЖитотаСцылки
*Программы
Battle Ship DeLuxePut The BlockPrometeusNetZhopSpectrAnsDCAD
*Рингтоны
*Рейтинги
ОбщийМузыкаМинусовкиФотоСтатьиБлог
*Об авторе и сайте
АвторыЧаВоКонтактыБлогДумыАктивностьЮзерыКЖПСсылкиХостингКартаПоддержать сайт

 
блогЪ
одномоментные думы
последняя трансляция

25.04.2017 ВРПВ: винил-комп, клоуны

24.04.2017 [поролон, забор]

18.04.2017 Вестник РОИ - 14

17.04.2017 [самокат, поиск, Форсаж 8]

10.04.2017 [любовь, коньяк, сад]

06.04.2017 ВРПВ: услуги, воздух, бунты

05.04.2017 Транспортная компания ПЭК: полный капец

03.04.2017 [Нюра, SpaceX, рефералы]

28.03.2017 Смайлики и их вклад в мировую деградацию

27.03.2017 [бизнесмены, Академ, саморез]

весь блог >>

 

подпишизь

RSS новости RSS комментарии
LiveJournal ВКонтакте Facebook Канал YouTube

 
щотчики
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика EC: 647

Мастеринг: Izotope Ozone

Нужен мастеринг? Сделаю мастеринг.

Статья содержит части авторского литературного перевода Ozone® Mastering Guide с комментариями.

Преамбула.

Мастеринг - вещь, необходимая для обработки готового музыкального трека. Это последняя стадия, когда трек шлифуется и ему придаётся нужный характер. Эта статья больше отвлечённая, нежели конкретно "до кнопок" описывающая замечательный плагин Izotope Ozone, который существует как в VST, так и в DirectX реализациях. Однако, описывать процесс мастеринга на основе этого плагина очень удобно. Более того, я считаю, что он - один из лучших в своём роде и им можно успешно пользоваться в любых применениях, вплоть до профессиональных. Плагин интуитивен, удобен, имеет 64-битную арифметику и таким образом гигантскую прецизионность. Все звуковые модули Izotope Ozone спроектированы для работы "вместе" (например, используют одинаковые диапазоны обработки), что устраняет фазовые искажения, характерные при соединении совершенно разных (порой не очень хорошо спроектированных) плагинов "в цепочке".

Зачем нужен мастеринг?

Очень многие (если не все ;) начинающие звукорежиссёры могут даже не знать, что такое мастеринг. Они сводят до умопомрачения свои треки но никак не могут понять: почему они так разительно отличаются от профессиональных, коммерческих CD? Они стараются накрутить на готовый трек эквалайзером кучу баса и высоких частот - но при этом получают только пики сигнала на выходе и перегрузку, что принуждает снижать выходной уровень и, как следствие, снова "глушит" трек. Они стараются применять всякие bass extender'ы, exciter'ы. Треки звучат уже получше, но всё равно нет той "прозрачности", которая характерна для профессиональных записей. Начинающие звукорежиссёры стараются применить к треку компрессор - но это делает звук совсем никудышным. Они применяют какой-нибудь ultramaximizer - звук становится получше, но это всё равно не то!

Что же делать? Ответ очевиден - использовать всё вышеперечесленное с умом и в нужных пропорциях. :) Приведу типичные ощущения, возникающие при прослушивании "неотмастеренного" трека и сравнении его с профессиональной записью.

  • Трек звучит тихо. Он звучит недостаточно громко в сравнении с профессиональной записью. Можно, конечно, добавить громкости, но проблему это не решает - трек звучит громче, но... Недостаточно громко.
  • Трек звучит глухо. Кажется, что "высоких" хватает, но... Не хватает. Попытки накрутить на эквалайзере ВЧ приводят к тому, что трек попросту начинает "долбить по ушам" резкостью и шипением.
  • Инструменты и вокал (если он есть) звучат тускло. Вы, возможно, знаете, что "плотность" звуку можно добавить компрессором, но применение компрессора на сведённом треке даёт жуть: весь звук как бы "сплющивается" (хотя фактически становится громче).
  • Бас не имеет сочности, мощности и невнятно "ухает". Конечно, можно вновь попытаться накрутить эквалайзером басов, но это только выводит из себя акустическую систему - она начинает "хрюкать", а бас всё равно звучит расплывчато и вовсе не мощно.
  • Инструменты в треке вроде бы находятся на своих позициях в общей стереокартине, однако полное представление далеко от того, что можно слышать на профессиональных записях. Просто потому, что на профессиональных записях применяется эффект, ничего общего с простым "панированием" индивидуальных дорожек в треке не имеющий.

Что нужно для мастеринга?

Собственно, нужен трек - сведённый, отстроенный трек. Он должен быть сведён в нормальную акустическую систему. Также нужна какая-то система, посредством которой вы будете осуществлять мастеринг. В данной статье описывается Izotope Ozone, однако, можно использовать и другую - важно знать принципы. Нужно чётко уяснить: мастеринг делается на готовом, сведённом треке, который не требует перемикширования или доработки. Мастеринг - это не какое-то волшебство, делающее из никудышного трека конфетку - это "шлифовка".

Из чего состоит Izotope Ozone.

Теперь больше практики. Izotope Ozone состоит из семи основных частей:

  • параграфический эквалайзер (paragraphic equalizer);
  • мастер-ревербератор (mastering reverb);
  • мультидиапазонный компрессор (multiband dynamics);
  • мультидиапазонный иксайтер (multiband harmonic exciter);
  • мультидиапазонный стереопроцессор (multiband stereo imaging);
  • максимайзер (loudness maximizer);
  • dither (англ. "дрожь", литературно перевести сложно, но вы, возможно, и сами знаете - это подготовка трека для записи на AudioCD).

В обычном использовании плагина, в таком порядке (сверху вниз) все эти эффекты и применяются - т.е., звук, выйдя из одного эффекта, направляется на следующий. Изменять порядок смысла особого не имеет - только если вы конкретно знаете, зачем вам это вдруг понадобилось.

Параграфический эквалайзер.

Собственно, эквалайзер как эквалайзер. Имеет "аналоговую" модель (ширина диапазона изменяется при уменьшении/увеличении мощности сигнала в диапазоне). Как правило, в сведённом треке всегда найдётся место, где "покрутить" чего-нибудь да надо. Впрочем, я в своих треках всё же стараюсь делать сведение так, чтобы эквалайзер не требовался.

Мастер-ревербератор.

Этот эффект вовсе необязательно применять, если с реверберацией в самом треке и так всё в порядке. Однако, он иногда бывает вовсе нелишним, если добавлять его в грамотных количествах. Обычно, это придаёт треку дополнительную "жирность". Чего мы, собственно, обычно и добиваемся. Буквально 5-6 процентов мастер-ревербератора уже меняют звуковую картину. Мастер-ревербератор нужно настраивать так, чтобы он не слишком отличался от параметров реверберации, применённой в самом треке до мастеринга, иначе может получиться каша. Впрочем, иногда эта каша весьма забавно звучит. :)

Мультидиапазонный компрессор.

А вот, собственно, и пошёл потихоньку мастеринг. В начале статьи я говорил, что если применить компрессор к сведённому треку - звук "сплющится". Но то - простой компрессор. А вот с мультидиапазонным - всё по другому. Компрессор у Izotope Ozone имеет четыре независимых друг от друга диапазона, границы которых можно настраивать. В принципе, экспериментируя с пресетами, вы довольно быстро поймёте, что к чему. Первый диапазон обычно захватывает бас (и, соответственно, компрессирует его довольно активно, но "небыстро"), второй работает с более высокой басовой составляющей и частично "хватает" голос (компрессирует более аккуратно), третьему обычно отдают средние частоты (компрессия пожёще) и на высокие частоты - быстрая активная компрессия. В результате, на выходе "сплющенности" почти не имеем (если, конечно, не "задирать" факторы компрессии у диапазонов), т.к. разные диапазоны подвергаются компрессии в разное время и это кардинально сглаживает общую картину. После компрессии, диапазоны можно прибрать/выкатить (для компенсации самого эффекта компрессии). Чисто от себя посоветую не добавлять на этой стадии много НЧ и ВЧ - этим впоследствии с большим удовольствием займётся иксайтер.

Мультидиапазонный иксайтер.

Пожалуй, самый заметный и потрясающий эффект. Использует те же самые четыре диапазона, что и компрессор. Вот здесь-то и можно сделать "сочный" бас и "яркие" высокие. Главное в этом деле - не переборщить, потому что эффект очень хорошо воздействует на ухо и легко ошибиться, сделав слишком "грохочущий и шипящий" микс. Как правило, иксайтера нужно совсем немного для того, чтобы конкретно изменить звук в лучшую сторону. Не помешает иксайтер и средним частотам, но обычно, после этой процедуры их надо немного "прибрать" (это можно сделать в компрессоре). В Izotope Ozone несколько моделей иксайтеров, для себя я счёл наиболее приемлемым режим "Tape" - как-то он мягче и эффективнее всех звучит.

Принцип работы иксайтера в общих чертах такой: в сигнал в нужной пропорции добавляется его сильно компрессированная копия. Это добавляет "прозрачности" и мощности тому диапазону, с которым проводится иксайтинг. Сей принцип, кстати, используется на студиях довольно давно - ещё до появления компьютерных технологий.

Небольшая "хитрушка": в иксайтере есть возможность сдвига по времени каждого из диапазонов. Казалось бы, зачем это надо? В инструкции к Ozone описана такая штука: если немного "сдвинуть" по времени басовый диапазон относительно других на 0.5-0.8 мс - бас обычно становится более различимым и плотным. Это действительно работает.

Мультидиапазонный стереопроцессор.

А это как раз та штука, которая расширяет стереопанораму. Этого невозможно добиться простым панированием отдельных треков. Эффект работает с теми же четырьмя диапазонами, что и компрессор с иксайтером. Отмечу, что от стереопроцессора впечатлений не так много, как от предыдущих собратьев, но - своё дело он всё-таки делает. Собственно, мы получаем возможность расширить стереопанораму у четырёх диапазонов отдельно. Например, басовый диапазон вообще вряд ли нужно "расширять" - ухо всё равно к этому не восприимчиво. Остальные диапазоны надо расширять осторожно - при изменении стереопанорамы изменяется и общий баланс в миксе, если перестараться - можно получить плоский непонятный звук. Повторюсь, эффект не столь заметен - но практически необходим.

Максимайзер.

Ещё один эффект, который делает грандиозный вклад в финальный микс. В сущности, это хитроумный компрессор с достаточно сложным алгоритмом, учитывающим множество факторов, в т.ч. и психоакустический. Хорошие максимайзеры хранят свои алгоритмы за семью замками - не исключение и Izotope Ozone - максимайзер просто потрясающий и как он работает - одним разработчикам известно. Для звукорежиссёра все очень просто: увеличиваем громкость трека - и он звучит громче. Перегрузок - нет, искажений - нет, а звучит - громче. Конечно, крутить ручку до упора всё равно не получится - звук таки "сплющится", но поднять громкость в два раза (на 6 дБ) - это обычно без проблем. А трек, звучащий в два раза громче без перегрузок - это фантастика, если пытаться делать это какими-то другими способами.

Небольшая хитрость: в начале мастеринга, лучше сразу выкрутить максимайзер таким образом, чтобы он "поднял" уровень трека на 4-5 дБ, потому что, если максимайзер настраивать после всех остальных эффектов - снова изменится частотный баланс и надо будет судорожно крутить эквалайзер. Если же максимайзер уже включен и настроен, вы сразу получите правдоподобную картину того, что будет в конце. При настройке остальных модулей звук может увеличиваться по громкости (и в пике), поэтому за максимайзером лучше следить на протяжении всего процесса, изредка подкручивая его, чтобы не допускать излишней компрессии. Замечательное достоинство Izotope Ozone: его практически невозможно "перегрузить", потому что обработка идёт в 64-битной арифметике, поэтому, не стоит слишком задумываться о том, какой уровень сигнала прозводят модули: после максимайзера звук всё равно будет "выровненным" до указанной вами максимальной величины сигнала.

Может возникнуть резонный вопрос: а зачем фактически ещё один компрессор (максимайзер) после другого (мультидиапазонного)? Дело в том, что после мультидиапазонного компрессора звук проходит ещё и через иксайтер со стереопроцессором, а те добавляют в него солидную порцию мощности. В результате, пики сигнала снова вырастают. Кроме того, мультидиапазонный компрессор не даёт столь ощутимого эффекта, как максимайзер. Фактически, после максимайзера звук лучше вообще не обрабатывать ничем (кроме, разве что, dither - самой последней стадии).

Dither.

Обычный эффект, присутствующий едва ли не везде. Его влияние на звук для обычного уха - незаметно. Состоит эффект в том, что в трек специально добавляется широкополосный шум, чтобы снизить т.н. "ошибки квантования", возникающие при конвертировании звука из более высоких разрядностей (например, 24 бита) в стандартные 16 бит у AudioCD. На самом деле, это всё больше теория - на практике, едва ли кто вообще способен расслышать эти "ошибки". Если вы не планируете запись на AudioCD - то и dither вам не нужен.

Заключение.

Вот, собственно, практически и вся премудрость. Конечно, разные звукорежиссёры имеют разные взгляды на мастеринг. Но общие принципы остаются такими, какими я их изложил. Практически любое нормальное руководство по тому или иному способу обработки звука обычно упоминает: никто не посоветует вам лучше, кроме ваших ушей. Надеюсь, сия статья сообщила вам полезную информацию и вашим ушам отныне будет значительно легче советовать вам, как свести и отшлифовать тот или иной трек. ;-)

Безусловно, можно построить мастеринг-цепочку из совершенно разных плагинов. Где-то, возможно, эта цепочка будет даже гибче. Но, как я уже упоминал, есть вероятность столкнуться с фазовыми искажениями.

 

©2007, Анатолий Савенков
опубликовано: 09.08.2007

комментариев: 48

 
<< предыдущая статья следующая статья >>
dummy
просмотров:
33927
глас народа:
+276 / -15
+зачёт    -незачёт

голос будет учтён
в рейтинге

список статей в категории

 

 

Комментарии

 

 
31  Дмитрий   гость21.11.2010 03:06
Здравствуйте, Анатолий.Хочу выразить благодарность - хорошие статьи по звуку.
Интересно было бы узнать Ваше мнение по поводу мастерингового пакета IKMultimedia T-Racks 3 plugins и Sonalksis Mastering Bandle, разумеется если вы ими пользовались. спасибо.
32  SaAnVi   tzar21.11.2010 06:07
Нет, не пользовался.
33  Владимир Невский09.04.2011 19:21
Большое человеческое спасибо за толковую статью. Замечательно что есть такие люди как Вы! Анатолий творческих Вам успехов.
34  SaAnVi   tzar10.04.2011 09:00
Спасибо!
35  ingwar63   гость28.05.2011 05:38
Опосля таких статей поднимаются руки и активность. Хочется творить разумное. Grand спасибо.
36  a.g.frost   гость30.09.2011 07:03
Статья понравилась! Подчеркнул новое и нужное! Рассказана доходчево! Можно по статье и новичку начать как по шаблону! спасибо за труд))) с уважением!
37  Chiefrocka   гость28.10.2011 14:37
Володя-уфолог, к Вашему сведению хочу донести, что Вы - олень... Так как не по наслышке знаком с этим плагином, могу сказать, что статья в порядке. Любой сможет понять что к чему (кроме Володьки конечно - у него видимо какие то свои мега-знания)
38  vhlam   гость05.12.2011 13:01
Большой спасибос!! :)
Четкая статейка.
39  Илья   гость18.01.2012 20:48
Володя-уфолог))) его брат и прочие.
Для того что бы найти лейбла да еще и со своей студией и профессионалами. Нужно его заинтересовать. Для этого нужно сделать самостоятельный мастеринг или как еще говорят пре-мастеринг. И если уж найдется такой лейбл то на мастеринг в студию, проект а зачастую его аудио дорожки передаются с выключенным мастер каналом. И они уже сделают свои профессиональный мастеринг. Вопросы? Автору спасибо за статью. Возьму на заметку для своих плагинов от T-RackS 3
40  MikCh17.04.2013 10:24
зур рахмат!
зы. после того, как прочитал эту статью - взял и зарегился тута!
41  SaAnVi   tzar17.04.2013 11:22
Велкам! :)
42  Александр Карманов   гость28.04.2013 22:02
>Если вы не планируете запись на AudioCD - то и dither вам не нужен.

Лично для себя не вижу смысла хранить записи с 24бит на семпл, 16 за глаза. С диттером шум квантования стационарный ведь (хотя я, наверное, не услышу отсутствие диттера при 16 битах, но на всякий случай пусть будет). А еще при 16 битах он обычно -96дБ уровнем (если без нойзшейпинга), что всё равно весьма мало.

Вот насчет целесообразности нойзшейпинга даже не уверен. Наверное, на записях с широким дин. диапазоном он имеет смысл.
Но тоже, в принципе, от него ничего плохого нет.
43  SaAnVi   tzar29.04.2013 06:26
Если речь идёт о финальной записи - да, смысла особого в более, чем 16bit, нет. Если речь о материале, с которым потом ещё работать - предпочитаю 24bit. Впрочем, сам мастеринг не предполагает, что после него будут ещё какие-то обработки.
44  Александр Карманов   гость29.04.2013 19:00
Да, я именно про финальную запись. Для употребления :).
45  Sylpheed   гость31.01.2015 18:49
Интересная статья, спасибо)

>Все звуковые модули Izotope Ozone спроектированы для работы "вместе" (например, используют одинаковые диапазоны обработки), что устраняет фазовые искажения, характерные при соединении совершенно разных (порой не очень хорошо спроектированных) плагинов "в цепочке"

А как эти фазовые искажения проявляются на слух?
46  SaAnVi   tzar31.01.2015 19:05
Думаю, чтобы что-то стало реально заметно, надо раз на десять туда-сюда переисказить. :) Сам с таким я не сталкивался. Впрочем, редко когда навешиваю на одну шину более двух совершенно разных плагинов. Может, поэтому и не сталкивался...
47  Rso   гость15.03.2015 19:43
Спасибо, правильно в начле сказано, делаешь что-нибудь, но всё равно не фирменно звучит)
48  Влад   гость12.05.2015 03:19
Спасибо огромное!
Я перечитал десятки статей о мастеринге, но авторы их какие-то имбицылы по сравнению с Вами! Очень чётко, понятно и на простом человеческом языке.
Сохраню ссылку, буду передавать всем нуждающимся знакомым)
Я пошёл в поиски изотопа))

 

 

↑ к началу комментариев    ↑↑ к началу страницы

 

Вы не зарегистрированы. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы не набирать каждый раз проверочный код (и иметь другие приятные функции на сайте). Действует суточный лимит анонимных комментариев для защиты от троллей, школоло-хакеров и спам-ботов. На текущий момент осталось комментариев: 10.

Добавить комментарий

* Ваше имя/ник:
E-mail:
* Комментарий:
(до 1024 символов)
введите две первые цифры из четырёх: 7524 

 

Фулюганствовать не надо: соблюдайте правила приличия. Я не люблю комментариев не по делу типа "Оццтой!" и им подобных. Если хотите что-то покритиковать или поучить кого-то жизни - делайте это с чувством, с толком и с расстановкой.

 
  

 

 
новостя
20.04.2017
рецензия: Чудо на Гудзоне
14.04.2017
фотоприкол: суровая зима в Москве
12.04.2017
фотосет: Свято-Успенский мужской монастырь
07.04.2017
обзор: RUCELF UPI-400-12-EL: лучше, чем ничего
01.04.2017
фотоприкол: артхаусный дизайн
23.03.2017
банная: одежда в "Одежоне"
21.03.2017
музыкальная пародия: Мы к вам заехали на час + Баю-баюшки баю
18.03.2017
сток: грецкий орех
16.03.2017
фотоприкол: я его слепила из того, что было
09.03.2017
банная: ставьпей
все новости >>

 
популярЪ

1. чтиво: Тёплый ламповый звук и сферический винил в вакууме

2. чтиво: RUCELF UPI-400-12-EL: лучше, чем ничего

3. рецензия: Чудо на Гудзоне (Sully)

4. Суровая зима в Москве. Фото: ZlydenGL.

5. музыкальная пародия: Винда

6. музыкальная пародия: Барак Обама

7. музыкальная пародия: Windows 10

8. музыкальная пародия: Оппа говносайт (aka Опа говносайт, Oppa govnosite)

9. музыкальная пародия: No Coca

10. чтиво: Отключение ненужных служб Windows

весь TOP >>

 
последния каменты

1. чтиво: RUCELF UPI-400-12-EL: лучше, чем ничего

2. блог: ВРПВ: винил-комп, клоуны

3. блог: [поролон, забор]

4. блог: ВРПВ: дебаты, рабы, карикатуры, игры

5. блог: Транспортная компания ПЭК: полный капец

6. блог: Жалоба в департамент транспорта г.Красноярска

7. рецензия: Чудо на Гудзоне (Sully)

8. Суровая зима в Москве. Фото: ZlydenGL.

9. блог: Bestway 43087: надуй свой х%й, или как обмануть клиента фотошопом

10. блог: [самокат, поиск, Форсаж 8]

 
голо-сувание
Как вы относитесь к возможному запрету продажи алкоголя по пятницам?
Голосовать или смотреть результаты на сайте KrasOpros.Ru
все опросы >>

 
сейчас на сайте
гости: 5

статистика за 10 минут
юзеры >>